Рост благосостояния будущих поколений страны отразили в 42 инициативах

Пандемия ускорила переход мировой экономики к новому укладу

Пандемия COVID-19 многократно ускорила переход глобальной экономики к новому мировому укладу. Безусловно, стало понятно, что баланс сил будет смещаться в сторону тех мировых держав, которые будут готовы поступательно двигаться по пути цифровизации всех процессов своей деятельности. Это подтверждает факт того, что именно с начала пандемии в мире появилось колоссальное количество удаленных рабочих мест, а у предпринимателей сформировались новые реалии ведения бизнеса. При этом самая главная «битва» человека за свое качественное существование будет происходить именно с глобальными изменениями в природе. Курс на декарбонизацию, декларируемый странами коллективного Запада, постоянно растущий в России спрос на новые экологические решения, в том числе связанный с потеплением северных территорий, всё это - с одной стороны, создаёт большое количество вызовов для России, а с другой, полностью отвечает реализации национальных интересов, в конце концов, объединению человеческих ресурсов нашей многонациональной родины для роста благосостояния будущих поколений.

Для достижения этих стратегических задач президентом Владимиром Путиным были определены национальные цели развития нашей страны до 2030 года. Сохраняющийся, по информации Минэкономразвития России, восстановительный рост российской экономики в последнее время может только воодушевлять, а ближайшие годы должны пройти для страны в работе над приоритетными направлениями для реализации национальной повестки. Так, на примере инициатив правительства, которые 7 октября представил общественности премьер Михаил Мишустин, видно, что в условиях глобальной неопределенности принято решение поддерживать в первую очередь «сквозные» технологии, оказывающие влияние на все отрасли одновременно. Это и создание новых материалов, и переход к «чистой энергетике» и развитие беспилотной доставки грузов.

Важен факт того, что с учетом географического разнообразия и просторов России прорабатываются все способы доставки: и по земле, и по воздуху, и по морю. В условиях продолжающегося потепления климата значение Северного морского пути на горизонте нескольких десятков лет будет многократно возрастать, поэтому необходимо уже сегодня начинать работу над запуском круглогодичной навигации за счет строительства и последующего ввода в эксплуатацию атомных ледоколов.

Важно подчеркнуть, что в рамках предложенных инициатив правительства предполагается поддержка проектов от стадии зарождения идеи, фактически «студенческого стартапа», до ее полномасштабной реализации. Цифры, которые сегодня заявляются в планах на помощь технологическим и цифровым стартапам на 2030 год, полагаем, могут быть даже перевыполнены.

Достаточно амбициозной является инициатива по созданию в России производства электромобилей, включая компонентную базу для них и для всей специальной инфраструктуры. Сегодня развитие этого сегмента в стране, в целом, отстает от мирового, но первые результаты уже были продемонстрированы: это и самый маленький электромобиль Zetta, проект КАМАЗа Кама-1 и электро-«ГАЗель». На данном этапе можно отметить, что уже сейчас многие иностранные производители, в первую очередь, азиатские, «присматриваются» к нашему рынку и строят планы по локализации производства отдельных моделей своих электромобилей в России. При этом объём рынка всех электромобилей в стране составляет (на сегодня) около 12 000 единиц техники, включая около тысячи электробусов. Таким образом в рамках этой инициативы предполагается к 2024 году фактически утроить существующий рынок и затем обеспечить его рост каждый год от 80 до 100%. Очевидно, что для достижения таких объёмов будет недостаточно поддерживать только производителя, потребуется запускать целевые программы поддержки и расширения спроса, субсидировать цены на первые электромобили и не только.

Безусловно, это потребует дополнительных бюджетных расходов, но, вместе с тем, нужно помнить, что одно рабочее место в автомобильном производстве создает 10 таковых в смежных отраслях. Это важнейший фактор развития экономики страны, реализация которого повлечет за собой увеличение спроса на инженеров и новые технологии. Кстати, подготовка кадров и создание новых материалов предусмотрены в рамках представленных инициатив, что вкупе будет способствовать достижению ключевых показателей развития. Говоря об этом, нельзя не упомянуть и другую тематику, проходящую единой смысловой линией сквозь несколько инициатив – экологию.

Необходимо понимать, что имеется в виду не только постепенная ликвидация различных объектов накопленного вреда, но и возвращение в оборот вторичного сырья, разработка новых технологий и оборудования в этой сфере для постепенного перехода к политике низкоуглеродного развития.

Новые «правила игры», формирующиеся вокруг «зеленых» инвестиций в рамках представленных инициатив, позволят до 2030 года привлечь в экономику Российской Федерации более 1 триллиона рублей в климатические проекты. При этом в мире сегодня существует колоссальный дефицит «зелёных» решений. Достаточно знать, что только американские венчурные фонды планируют вложить несколько десятков миллиардов долларов в ближайшие несколько лет в поиск и разработку решений, направленных на менее болезненный переход к низкоуглеродному развитию. Таким образом российская инновационная «зелёная» продукция и решения обладают сегодня колоссальным экспортным потенциалом, что также нашло свое отражение в представленных инициативах, как в виде отдельных мер, так и на системном уровне. После анализа становится очевидно, что представленный набор мер – не просто «громкие» заявления, формально увязанные с прошлыми планами, а продуманный документ стратегического планирования, направленный на системное использование появившихся в последние два года «окон возможностей» для будущих поколений страны.

Автор — советник президента ЦСР.