Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Мобильности достойные плоды

Заместитель главного редактора газеты «Коммерсантъ»

Как быть, если правитель страны не очень любит столицу, из которой он должен править? Вроде все на месте, все привычно, а душа не лежит. Раньше, может, и ничего было. Но теперь совсем очевидным образом жизнь и работа на привычном месте не ладятся. Поэтому под любым предлогом ищутся возможности быть не там. Благо современные средства коммуникации позволяют решать вопросы из любого места. Рабочий кабинет остался лишь привычным фоном на телеэкране.

Что, разве секрет, что центр принятия решений территориально находится не столько в Москве, сколько в Сочи? Это уже обыкновенно, это уже почти нормально.

Собственно, простому человеку разницу заметить почти невозможно: телекартинка почти всегда одна и та же. Сложнее тем, кто ездит к начальству с докладом, но у них работа такая. Куда скажут – туда и отправятся, лучше на прием далеко, чем без аудиенции дома.

Можно ли назвать Сочи второй столицей? Наверное, еще нет. Там пока только люди, там пока нет институтов и традиций. Чтобы курорт стал городом более высокого ранга, надо принять принципиальное решение о придании ему столичных функций.

У идеи переноса столицы из старого на новое место есть множество минусов и несколько превосходящее их количество плюсов. Доводы «против» сиюминутны и легко перекрываются стратегической основательностью доводов «за».

Возведение на новом месте фактически нового города и переезд в него государственных учреждений — очень дорогое удовольствие. Однако стройка это не только трата денег, но и новые рабочие места. К тому же установка «давайте не выделять деньги, а то их напрочь разворуют» если и не признана пока вредительской, то очень близка к этому. Когда важность вопроса несомненна, деньги не очень считают, более детальная калькуляция, зачастую вместе с уголовными делами, появляется позднее.

Перенос столицы несколько дезорганизует работу государственных учреждений. Но при этом, кажется, нет никакого другого способа определить, сколько этих учреждений нужно на самом деле и в каком виде они должны существовать.

Возможно, перенос столицы — лучший способ провести административную реформу. Аппаратная битва за места в уходящем поезде будет неизбежной, однако при наличии хоть какой-то политической воли есть способ найти более экономную схему устройства госаппарата.

Он непременно разрастется на новом месте, но случится это не сразу.

Государственные служащие, безусловно, будут недовольны переездом. Но только благодаря ему получится выявить, кто действительно заинтересован в своей нынешней работе, а кто тянет лямку, потому что привык. Соответственно, смена места службы может стимулировать обновление госаппарата. Не факт, что он станет квалифицированнее, но энергии у служащих прибавится точно. Пусть хоть на какое-то время и хоть по частному поводу.

Город, из которого уехала столица, потеряет очень многое: и не только деньги, но и многие тысячи карьеристов, которые придавали должную динамику городской жизни. Но, во-первых, все не уедут. А во-вторых, у бывшей столицы появляется шанс стать местом, приятным для проживания для тех, кто любит более спокойный ритм.

Новый город можно сразу построить современным. Не мучаясь со старинными зданиями и древними коммуникациями, любителями архитектуры и защитниками исторического центра.

В случае с Сочи есть и пара дополнительных специальных нюансов. Во-первых, станет очевидно, что делать с инфраструктурой, которая построена к Олимпиаде. Во-вторых, вынесение столицы почти на границу перекликается с тем, что сделал Петр.

Столица на границе это не только вызов миру, но и обозначение вектора развития – куда идет страна. В XVIII веке на Запад, теперь на Юг.

А что делать, если следующему правителю не понравится в Сочи, зато по душе будет в Москве?

Никаких проблем, у нас богатая на этот счет история. Столица России переезжала из города в город трижды менее чем за 20 лет. Считается, что Петр Первый не любил Москву, а потому, промаявшись две трети жизни, перенес столицу в основанный им Санкт-Петербург. Случилось это во второй половине мая 1712 года – жаль, в прошлом мае всем не до юбилеев было. А вот внук Петра город, который основал его дед и в котором сложил голову его отец, напротив, не любил, и поэтому столица была перенесена обратно в Москву. Но там не задержалась. Преемница Петра второго Анна Иоанновна вернула столицу обратно в город своего дяди. Может, потому, что Москва очень сильно напоминала ей о непростых обстоятельствах восшествия на престол.

Собственно говоря, перенос столицы — это прежде всего вопрос политической воли. А ее сейчас, кажется, в избытке.

Новости и материалы
Стало известно, кто виноват в невыходе Малкина в плей-офф НХЛ
В Екатеринбурге проходит спасательная операция в охваченном огнем доме
Российские подростки обстреляли окна студенческого общежития
Стало известно, почему Овечкин не смог забить в матче с «Рейнджерс»
В Армении начали задерживать активистов, перекрывших дорогу к Грузии
Ветеран ЦСКА объяснил, почему «Спартак» выиграл от увольнения Абаскаля
Курская область подверглась серии обстрелов со стороны Украины
«Что, забеременела?» Куница рассказал о реакции семьи на помолвку с Косторной
Российский военный оставил службу и стал фигурантом уголовного дела
США пообещали продолжать вводить санкции в отношении энергетики РФ
Перед встречей мурманского губернатора с жителями повысят меры безопасности
Киев планирует получить от Дании €380 млн на восстановление инфраструктуры
Экс-советник Пентагона не исключил раздела Украины четырьмя странами
Мигранта, оскорбившего бойца UFC в Челябинске, выдворят из России
Посольство РФ отвергло обвинения США в нарушении прав человека
Мостовой заявил, что ЦСКА будет очень тяжело в матче со «Спартаком»
В КПРФ уверены, что закрытие музея Ленина в Финляндии ведет к потере суверенности
Четверых котят, прижавшихся друг к другу, нашли в кузове мусоровоза в Петербурге
Все новости