Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Вместо либералов

Меня частенько называют «либералом». Но слово «либерал» в современном русском языке проделало примерно ту же эволюцию, что и слово «педераст». Когда-то оно обозначало вполне конкретную разновидность людей, а сегодня стало просто бессодержательным ругательством.

В общении оно безнадежно запутывает: «Ах ты либерал?» – и начинается безостановочный поток обвинений от «так ты хочешь вернуться в девяностые» до «ваша Америка вечно на всех нападает». И даже тем моим друзьям, которые придерживаются сходных со мой взглядов, это слово тоже скорее мешает: «Ведь мы же люди либеральных убеждений…»

Возможно, только одни из нас – либертарианцы, которые считают, что чем меньше государства, тем лучше, а другие – скорее социал-демократы, которые видят идеал в скандинавском типе социального государства (мне, кстати, намного ближе второе).

Впрочем, в России все политические термины давно и прочно смешались: коммунисты у нас теперь – крайние консерваторы и поборники православия, а члены партии ЛДПР избегают расшифровывать первую букву в ее наименовании, словно стыдясь тайных грехов юности.

Но ведь и в остальном мире происходит примерно то же самое. Когда-то основная линия политического водораздела в любой западной стране проходила по рубежу «либералы – консерваторы». А сегодня? Дональд Трамп, например – он что, не либерал, он против свободы слова и частного предпринимательства? Может, его соперница Хиллари Клинтон критиковала его за излишний либерализм? Ничуть. Они оба либералы, но просто разные.

Современный западный избиратель определяет свое отношение к тому или иному политику исходя из его позиции по конкретным вопросам: налоговая политика, степень и способы госрегулирования экономики, пресловутые гей-браки или преподавание креационизма в школах – все это больше не идет «в одном пакете», каждый человек расставляет галочки по каждому из этих пунктов самостоятельно.

И пресловутые тесты в соцсетях, кто вы: социалист, либерал, консерватор и т.д. – по сути, такие же фейки, как и тесты «кто вы в мире «Властелина колец».

Почему так? А потому, что классический либерализм победил почти во всем мире, исключая КНДР и Саудовскую Аравию, и, похоже, постепенно завоевывает нынешние Иран с Китаем. Раскроем конституцию любой нелюдоедской светской страны, не исключая и Российской Федерации, и в самых первых ее статьях мы найдем полный и окончательный триумф либерализма: у каждого человека есть от рождения неотъемлемые права, и первейшее дело государства – ему эти права обеспечивать. И даже те, кто ругают либералов последними словами, вряд ли всерьез захотят от этих прав отказаться.

Самый частый случай, когда я получаю упрек в либерализме, выглядит примерно так. Некто приходит ко мне в блог и начинает хамить. Я стираю эти реплики, при настойчивости – баню их автора.

И тут раздается вопль: «Ах вы, либералы проклятые! Зажимаете свободу слова, не даете высказаться тем, кто с вами не согласен! Вот он, ваш либеральный фашизм!»

Казалось бы, человек перепутал. Если ему не нравится либерализм – он не должен жаловаться на недостаточную свободу слова в моем блоге. Но он критикует меня как раз за недостаток либерализма, который понимает так: он может прийти ко мне в дом и нагадить в прихожей… ну или в блог – а я должен бесконечно терпеть его выходки и даже не убирать следы его самовыражения.

Но смысл либерализма как раз в том, что у каждого из нас есть свое частное пространство и каждый вправе организовывать его на свой вкус и лад, а если хочется писать про других людей гадости – можно делать это в своем блоге. Но в своем-то неинтересно, там три с половиной подписчика и унылый флейм…

Критики либерализма обычно не против либерализма, на самом деле. Они скорее за то, чтобы либерализм раздавали лично им по талонам. А всем остальные – крепостные скрепы.

Но если слово «либерализм» уже практически утратило всякое конкретное содержание – как можно назвать то, что отличает людей с близким мне стилем мышления от их противников? Условно говоря, тех, кто видит цель государства прежде всего в обеспечении нормальной жизни своих граждан, а не в раздувании собственного величия?

Полагаю, что слово это есть, и оно всем известно. Это гуманизм. У этого слова тоже может быть много определений, но я бы выбрал такое. Гуманизм – система ценностей, в основу которой положено представление о превосходстве нужд и потребностей любого конкретного человека над любой конструкцией и абстракцией.

Иными словами, первичен гражданин, а не империя, человек, а не идея, единица, а не миллион.

Знаменитая фраза советской продавщицы «вас много, а я тут одна» – для гуманиста эти слова должна произносить человеческая личность в адрес всех партий, религий, философий, идеологий и даже государств, и в современном мире это вполне осуществимый идеал.

И в этом нет никакого пренебрежения к этим самым религиям и идеологиям – лишь признание того принципа, что не должны «щепки лететь». Можно быть сторонником коммунистической республики или православной монархии, но к каждой из этих целей можно идти по головам (или, напротив, стремиться удвоить поголовье носителей нашей самой верной идеологии) – а можно искать в ней то, что поможет людям.

Можно вспомнить, что коммунизм в своей основе обещал свободу и права трудящимся, а христианство ставит в основу всего твои личные отношения с Богом. И если из высокой идеи в результате получается расстрельный барак или казенный приют, то прекрасная цель перестала оправдывать негодные средства, знамя на этот раз собрало под собой извратителей, а не исполнителей.

Ну, а если со временем окажется, что ничего, кроме барака и приюта не выходит в принципе, придется пересматривать свою идеологию. Потому что иначе будет нечестно.

Условным «либералам» часто противопоставляют условных «патриотов», считая их принципиально несовместимыми. Не знаю, так ли это, но вот гуманизм прекрасно совместим с патриотизмом. В качестве примера приведу прекрасный советский фильм «А зори здесь тихие».

Слова старшины Васкова, по сути, и есть его главный вывод: «Мужику война – как зайцу курево, а уж вам-то, бабам…» И эти слова поколения, которое хорошо помнило войну, звучат жестким приговором фанфаронскому «можем повторить», всем этим мечтаниям о новой кровавой бойне во славу очередных чьих-то геополитических мечтаний.

В моем детстве девятого мая мы обязательно ходили к скверу возле Большого театра, смотреть, как встречаются ветераны, обнимаются, плачут, вспоминают ушедших товарищей – или, что еще трагичнее, как ходит пожилой человек с самодельным плакатом, на котором написано название его части, и не может встретить никого, потому что некому выйти в этот сквер.

Праздник со слезами на глазах – самое точное название этого дня. И нас, детей, переполняло восхищение и бесконечная благодарность к этим людям, завоевавшим для нас мир – и одновременно ужас перед тем адом, через который им прошлось пройти, который навсегда оставил рубцы на их душах.

На нынешнее девятое мая я стараюсь уехать из Москвы. Не могу. Не мое.

Новости и материалы
Воздушную тревогу объявили в нескольких областях Украины
Российские морпехи уничтожили наблюдательный пункт ВСУ
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
Регионам с затоплениями угрожает вирус малярии
Ураганный ветер может оставить без света несколько регионов на Кавказе
Пророссийское подполье рассказало о пытках украинских спецслужб
Ученые превратили очистки граната в антимикробный препарат
Россиянам рассказали, где можно будет бюджетно отдохнуть летом
В США произвели почти центнер обогащенного урана
Израиль попросил у США больше вооружения
В Минфине рассказали о ключевых рисках развитых экономик
Потепление в Антарктике повысило уровень моря на другом конце света
США подняли в воздух стелс-бомбардировщики
ООН: убийство военкора Еремина должно быть расследовано
Американского бизнесмена посадили из-за антироссийских санкций
Все новости