Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Креатив и криатифф. Школа Невежества

Журналист, писатель

Никогда не забуду отрывок из книги одного замечательного фантаста 1960-х. Действие происходит в конце третьего тысячелетия, 2750-й примерно год. Космонавты с Земли попадают на неизвестную межгалактическую станцию. Наши герои идут по ее коридорам и на всякий случай снимают все, что видят. И вот роковая фраза: «Была мертвая тишина, ее нарушали только шаги космонавтов и стрекот кинокамеры». Стрекот кинокамеры!

То есть весь полет фантазии великого провидца оказался бессилен перед стандартным образом кинокамеры, которая стрекочет. Грейферный лентопротяжный механизм, изобретенный Луи Люмьером в 1895 году, продолжает стрекотать в воображении фантаста — аж через восемь веков! Хотя всего через поколение стали снимать видео, сначала на пленку, а потом на флешку. Совершенно бесшумно.

Но не надо ругать писателей за проколы в области футуристического воображения. Инерция! «Могучая земляная сила», как писал о ней Победоносцев.

Так или иначе, инерция нужна, иначе мы бы каждый день планировали заново, как будто бы у нас не было вчерашнего опыта.

Однако следование инерции хорошо до известного предела — в быту, например. Или в неукоснительном соблюдении моральных норм.

А вот инерция моды, инерция недавнего стереотипа — бывает смешной, и не только. Она частенько сбивает с толку. Полководцы готовятся к прошлым сражениям, политики обращаются к привычным верным избирателям, влюбленные бегут на прошлогодние свидания, а писатели пишут для старых добрых читателей. На этом пути возникает масса разочарований.

Вот, например, сейчас постоянно говорят о совершенствовании школьных программ. Нет спору, надо совершенствовать все, и школьные программы в том числе — хотя именно школа является одной из самых консервативных институций.

Понятное дело: если будущее поколение не будет знать, чем отличается одна рок-группа от другой (скажем, «Iron Maiden» от «Rammstein») — это, конечно, грустно. Но это гораздо легче перетерпеть, чем незнание законов физики и химии, математических теорем и мировой истории.

Потому что в первом случае на кону стоит поведение во время концерта, а во втором — национальное, извините, развитие. Экономическое и политическое.

Недавно я прочитал в одной социальной сети замечательное обсуждение того, как должна выглядеть школа будущего. Замечательно оно своей неофициальностью, полной свободой, спонтанностью высказываний — то есть людей не заподозришь в том, что они на кого-то озираются, цензурируют сами себя. Нет, они совершенно искренни.

Что же пишут эти люди — любящие и заботливые родители?

Они пишут, что детям в школе трудно и неинтересно. Что огромную часть времени занимают предметы непонятные, тяжелые и, по большому счету, ненужные — физика, математика, история, литература. Надо много читать, считать, писать, ломать голову, переутомляться — и, главное, непонятно, зачем. Ведь в жизни все так быстро меняется, появляются новые профессии, требуются новые навыки, и никто не гарантирует, что эти знания вообще когда-нибудь пригодятся.

Они пишут, что детей надо учить умению учиться и переучиваться. Умению искать себя, свое место в жизни. А главное — учить креативному подходу к работе, к отношениям, вообще к жизни.

Креатив! — вот ключевое слово.

Звучит замечательно. Что может быть лучше творчества в процессе поисков себя? Или наоборот, что прекраснее поисков себя в процессе творчества?

Правда, при внимательном чтении возникают вопросы. От метафизических до вполне конкретных.

Метафизический вопрос: как можно «учить учится и переучиваться», ничего при этом не изучая? Наверное, сначала надо выучить какой-то курс, а потом попытаться его критически рассмотреть и изучить альтернативный. Научиться использовать прежние знания и умения при освоении новых. Даже учась отбрасывать и разрушать старое во имя нового, надо знать, что именно ты отбрасываешь и ломаешь. Зачем и почему.

То же и в ремесле: для того, чтобы переучиться со швеи на закройщицу, надо сначала выучиться шить, а потом кроить.

Конкретный вопрос еще тревожнее: а что такое эта самая креативность?

«Творчество» в узком понимании? То есть живопись-ваяние-зодчество, литература и музыка, дизайн и фотоискусство? Создание новых миров в алгебраической геометрии? Изобретение новых лекарств? Но для этого не нужна никакая отдельная «креативность» — ибо она и так туда вложена, составляет необходимое ядро процесса.

Креативность в жизни? Как это? Креативно подойти к браку, заведя себе трех любовников при живом муже? Креативно подойти к расстановке молочных продуктов на полке супермаркета? Я не знаю, как среагирует муж (вдруг он тоже окажется сексуально креативным?), но уверен, что старший менеджер даст по шапке.

Креативность — это не свойство ума или души. Для этого в русском (и во всех прочих языках) есть другие точные слова: оригинальность мышления, творческие способности, одаренность, энтузиазм.

Креативность — это позиция. Должность, смахивающая на синекуру. То есть тепленькое место с высокой зарплатой и не слишком определенными обязанностями.

Это началось давно, но не очень. Лет двадцать назад. Двадцать пять самое большее. Вдруг случилось так, что какого-то хорошего мальчика или хорошую девочку из хорошей семьи надо было устроить на хорошую работу. Но этот мальчик не умел делать ничего конкретного, хотя вроде окончил хороший вуз. И кто-то придумал: «А давайте сделаем должность «креативный директор»! Или «креативный редактор»! Что надо делать? Да ничего. Не мешать шефу, но раз в недельку на планерке высказываться насчет рекламной кампании или насчет фотографии на журнальной обложке. Ну или предлагать что-то этакое…»

С тех пор «креатив» (точнее говоря, «криатифф») приобрел эпидемический размах.

Кажется, Пелевин провидчески предупреждал, чтобы не путали творцов и «криэйторов».

Многим хочется зарабатывать, обучая малых сих. Но не все знают языки, химию или академический рисунок. Поэтому учат «криатиффу»: лепить из пластилина всякие блямбы и наклеивать их на листы цветной бумаги. Для начальных групп детского сада вещь полезная. Хотя речь тут идет вовсе не о «креативности», а о развитии моторных и сенсорных, а также коммуникативных навыков (не измазать краской соседа, а если измажешь, то извиниться-помириться).

Полководцы, вспомним еще раз, готовятся к прошлым битвам.

Вся эта история с «обучением учиться», «умением искать свое место в мире» и с пресловутым «творческим подходом» (он же «креатив») — детище ранних семидесятых, в нашей истории, по крайней мере. Именно тогда общество ощутило грядущий конец классической индустриальной эпохи, конец массовой однотипной фабрично-конторской занятости. И, наверное, коллективное бессознательное каким-то загадочным манером предчувствовало крах мегапроектов — грандиозных сибирских ГЭС, металлургических гигантов и ВПК. Чувствовалось, что все это накроется кошмарным медным тазом нефтяно-продовольственного кризиса и что наползает еще более страшный зверь — открытая экономика и глобализация, которая сначала пожрет всю группу «Б» (производство товаров широкого потребления), а там примется за авто- и авиапром и даже за станкостроение.

В предощущении перелома людям совершенно справедливо казалось, что учиться надо по-другому и, главное, чему-то другому. Умению встраиваться в новые структуры, которые пока еще были неясны в своих очертаниях — но ясно было, что настает жизнь, совсем не похожая на прежнюю.

Вот тогда, ответом на это верное предчувствие, и появились многочисленные экспериментальные и новаторские школы, и сама идея «учения с увлечением» — то есть стимулирование ученика найти свою собственную дорогу.

Все это было актуально два поколения назад. А сейчас вновь засияло, как свет давно угасшей звезды. Почему угасшей? Да потому, что игра уже сделана, и ставок больше нет.

Постиндустриальная экономика, в своей самой грубой и жестокой версии, уже пришла на нашу землю. Искать свое место в жизни могут себе позволить только дети из богатых семей. А бедным пора на работу. На работу простую, по сравнению с которой труд индустриального рабочего — это просто пиршество интеллекта. Возьмите ту тысячу людей — продавцов, кассиров, грузчиков, уборщиков, охранников, официантов, менеджеров — которые каждое утро занимают свои места в каком-нибудь большом торгово-развлекательном центре. И сравните их с тысячами токарей, слесарей, наладчиков, электриков, инженеров, которые в 1970-е годы шли к проходной машиностроительного завода средней величины. Сравните их трудовую квалификацию, и вы зарыдаете. Или захохочете, в зависимости от вашего характера.

Да и что это значит «искать свое место в жизни»? Кататься на самокате, воткнув в уши беспроводные телефоны, и до сорока лет избегать женитьбы, ответственности за семью? «Брать курсы», просто так, для интереса?

Хочется быть аристократом. Нигде толком не работать, но чтобы деньги сами валились откуда-то с неба (от мамы с папой). Гулять, мечтать, размышлять о будущем страны и мира, о своем лучезарном будущем. Непременно путешествовать!

В крайнем случае хочется быть богемой. Писать и читать стихи, посещать вернисажи, просиживать ночи в кафе в компании таких же гениальных поэтов и сногсшибательно красивых поэтесс.

В общем, хочется легкой и красивой «творческой» жизни.

Кому хочется? Самим школьникам? Скорее, их родителям для своих детей. Отсюда вся эта страсть к «креативу» в обыкновенной школе.

Самое смешное, что вот эта как бы аристократическая и якобы богемная жизнь — вполне реальна и возможна. Она существует, сегодня, здесь и сейчас. Но — для одного-двух процентов молодежи. Для богатых мальчиков и девочек и их, извините, младших товарищей (чтоб не говорить обидное слово «прихлебатели»).

Остальным 98% надо прилежно учиться. И особо не беспокоиться по поводу того, что учителя не всегда бывают нежны и тактичны. Потому что школьные годы — это не годы счастья, а годы трудной подготовки к взрослой жизни. Счастье будет потом — если сумеешь хорошо выучиться и найти хорошую работу.

Надежда Сергеевна Надеждина, основательница и руководительница знаменитого танцевального ансамбля «Березка», говорила о своих домашних учительницах: «Если бы моя англичанка была такая же сволочь, как француженка, я бы знала английский так же хорошо, как французский».

Хочется закончить на оптимистической ноте. Есть у нас настоящие школы, где ученики, не боясь трудов, не хныча, что им неинтересно, изо всех сил, подробно и прилежно, изучают математику и физику, химию и биологию, литературу и лингвистику, историю и обществоведение. Как говорил товарищ Троцкий, грызут молодыми зубами гранит науки.

Вот они и есть надежда страны, надежда народа. Да и собственная надежда на достойную и интересную жизнь.

Вот здесь и есть настоящее творчество. Креативность, если угодно. А не «криатифф».

Новости и материалы
Кишечные микробы могут действовать как запасная печень, узнали ученые
Российские космонавты на МКС провели тренировку в скафандрах «Орлан»
Делегация Северной Кореи отправилась в Иран впервые за 5 лет
В Харькове повреждены многоэтажные здания, есть раненые
Экс-спикер Рады: отказ украинцам в консульских услугах приведет к потере целого поколения
Две трети россиян признали бесполезным худеть к лету
Ученые узнали, почему людям так сложно возрождать старую дружбу
Россиянам напомнили о льготах при поступлении в вузы в 2024 году
Госсекретарь США обсудит в Китае Россию
Ученые создали искусственные клетки и научились программировать их поведение
В аэропорту Сочи на борту самолета был задержан неадекватный пассажир
Половина россиян не знают симптомы диабета
Армянский архиепископ пригрозил проклятием за забвение геноцида
Нападающий ЦСКА заявил, что рад смене тренера
Стали известны подробности задержания замминистра обороны
Эрдоган назвал Нетаньяху Гитлером
Байден заявил, что США являются единственным мировым лидером
В органах рассказали об оперативной разработке по делу замминистра обороны
Все новости