Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Демократия на пенсии

Журналист, писатель

Один старый заграничный масон рассказывал: «Была у нас одна ложа, в которой состояли министры, послы, банкиры, крупные бизнесмены, а также издатели влиятельных журналов. О, да! Главными законами масонства были и остаются равенство и братство. Один латиноамериканский масон, например, написал, что в его ложе досточтимым мастером был простой почтальон, а президент республики был рядовым братом-каменщиком. Все так. И тем не менее братья любили свою ложу именно за то, что в ней собирались люди незаурядные. Можно сказать, цвет если не всей нашей страны, то уж нашего региона — точно. Не буду стыдиться этого слова — это была элитарная ложа, и в этом не было ничего плохого.

Бывают разные ложи — ложи военных, ложи врачей и так далее. А у нас была ложа послов, министров и банкиров.

Но в один прекрасный день один из братьев — он был хозяином большой сети супермаркетов — порекомендовал и даже попросил принять в эту ложу своего управляющего, топ-менеджера. Все хмыкнули в ответ, но он был настойчив, он веско аргументировал свою позицию. Он убеждал нас, что этот менеджер — достойнейший человек. Честный, образованный, добрый семьянин, с духовными исканиями.

«Но почему ему нужно вступать именно в нашу ложу?» — спросил кто-то. Рекомендатель отвечал ссылками на общие масонские правила о равенстве всех людей, о том, что ни богатство, ни родовитость, ни положение в обществе не играют в масонстве никакой роли. Так или иначе он убедил нас. Буква масонства и его общий дух возобладали над нашими элитарными предрассудками — в том, что это предрассудки, мы убедили сами себя и были уверены, что новый брат вольется в наши ряды и станет одним из нас.

Новый брат, конечно, влился, это был человек в самом деле достойный. Но у него тоже были свои протеже, люди тоже весьма достойные и добронравные. Так что через два года в нашей ложе числились одни продавцы и кассиры супермаркетов. Даже тому первому топ-менеджеру стало среди них скучно, и он нашел себе новую ложу. Не говоря уже о послах, министрах и генералах.

Вот так общие принципы убили частный случай. Верность идеалам равенства уничтожила уникальный оазис духовного общения незаурядных людей.

Но этот частный случай имел последствия, значимые для всех, — завершил свой рассказ старый заграничный масон, — исчез не только своего рода элитарный клуб (именно против этой «элитарной клубности» выступал наш друг и коллега, который настоял на том, чтобы разбавить наши высокомерные ряды, впрыснуть свежую кровь и все такое), исчез не только клуб, но исчез и источник новых и сильных мыслей, исчез пример для подражания... То есть верность общим принципам дела нанесла общему делу ощутимый вред».

Примерно так же обстоят дела с демократией на нынешнем этапе ее развития.

Скрупулезная, а иногда отчаянная верность ее принципам наносит ущерб демократии как таковой. Не списку правил, не лозунгам и ценностям, а демократии в ее реальности, которая, как ни крути, сводится — должна сводиться, а иначе зачем она вообще нужна! — к общему благу. К торжеству законности и права, к свободе личности и, представьте себе, к материальному благосостоянию граждан.

Каждый имеет право голоса — это неоспоримо, это святое неизменяемое правило демократии. Но каждый плюс плюс еще пару десятков миллионов каждых — это весьма нераздумчивый социальный организм.

Потому что каждый имеет право голосовать за того лидера, который ему нравится. Но каждый отнюдь не обязан долго учиться, читать много книг, уметь рассуждать и просчитывать ближайшие, а тем более дальние последствия сиюминутных политических решений. Более того! Большинство этих «каждых» в силу своей нелегкой трудовой жизни просто не имеют возможности читать умные книги и учиться рациональному мышлению. Было бы недемократично — а если честно, то и прямо подло — упрекать их в недостатке образования и неумении анализировать политические программы с точки зрения глобального экономического контекста. Какая ерунда!

Но в результате получается еще большая ерунда. Десятки миллионов «каждых», которые имеют право решать, но не обязаны учиться принимать решения, вполне могут проголосовать за безответственных популистов, что мы и видим в последние годы в некоторых странах Южной и Восточной Европы.

Они в принципе могут проголосовать за вполне реальное «отнять и поделить», попировать годик-другой, а потом, когда доедят поделенное, от отчаяния проголосовать за другую партию, которая повесит предыдущих популистов и лишит «каждого» его священного права голоса, ну и пусть! Пусть цензура, но зато спокойно. Пусть по карточкам, зато надежно.

Демократия — это циклы.

Сначала — повышение эффективности через впрыскивание свежей крови в застоялую аристократическую систему, а потом — полная недееспособность государства, основанного на балансе групповых интересов, ибо групп так много, а интересы их столь различны, что договориться они уже в принципе не могут.

Нечто подобное произошло на родине классической демократии в IV веке до нашей эры, когда рухнул греческий полис — этот образчик античного демократического устройства.

«Бедные настаивали на дальнейшем расширении государственного воспомоществования, а богатые — на обеспечении своей собственности и жизни от посягательств со стороны бедноты. Не будучи в состоянии удовлетворить эти требования, а следовательно, и обеспечить единство и согласие граждан, полисное государство переживало кризис. Среди людей различного социального и культурного уровня начинало крепнуть убеждение, что лишь сильная личность, авторитетный вождь или диктатор сможет найти выход из тупика. Популярными становятся тема и образ сильного правителя», — пишет выдающийся исследователь античности Эдуард Фролов в комментариях к сочинениям Ксенофонта.

Новый цикл начался в Новое время, когда, по точному определению Ларри Зидетопа, в рамках христианской доктрины была утверждена социальная метароль человека — Человека Вообще, Любого, он же Каждый, — обладающего неотъемлемыми правами, данными от рождения Богом или Природой, кому как больше нравится. Метароль Человека, который равен всем другим людям перед лицом Закона — точно так же, как в христианстве все люди равны перед Богом и равно подлежат Его суду.

Однако реализованные принципы всегда отличаются от записанных или провозглашенных — сначала чуточку, а потом все сильнее.

«Мы, народ» — сначала обозначало только взрослых свободнорожденных мужчин-собственников и вдобавок старожилов. Этот круг все расширялся и расширялся и дорасширялся практически до всего наличного населения данной территории, включая детей и вчера прибывших иностранцев. Которые хотя и не могут (пока не могут!) голосовать непосредственно, но могут оказывать существенное давление на политиков, так что в ряде случаев мы имеем право говорить об «опосредствованном голосовании» детей и иммигрантов.

Таким образом, «народ» как политический субъект превратился из элитарной группы в «бесформенную кучу неизвестно чего», как выразился А.Ф. Лосев по другому поводу, но очень красиво.

Кривая демократии — от игры на повышение к игре на понижение.

Конечно, у каждой национальной модели демократии — да, наверное, и у всей европейской демократии в целом — есть «акме», высшая точка, идеальное состояние, когда она уже принесла все свои сладкие плоды, но меж ее ветвей еще не пробились тернии и волчцы.

Скорее всего, это послевоенная Западная Европа, уже залечившая раны войны и вкусившая радостей восстановительного роста («никогда не жилось так хорошо!» — была английская песенка конца 1950-х). Это Америка 1960-х — в эйфории от отмены расовой дискриминации. Это Россия начала 2000-х — все та же свобода, но зарплату не только перестали задерживать, она даже начала расти!

В жизни человека тоже есть такое время. Когда ему лет тридцать. Ну, тридцать пять или в крайнем случае сорок. Он (она) еще наслаждается молодостью, но уже пользуется всеми преимуществами зрелости. Свежесть — но и опыт. Физическая сила — но и мудрость. Страстные порывы — но и умение трезво взвесить за и против.

Хорошее время. Ни прыщей, ни глупостей — ни болезней, ни усталости. Жаль только, недолго оно тянется. Лет десять. Ну, пятнадцать от силы. Но уж не двадцать пять.

Это время надо ценить, но смешно и бессмысленно было бы стараться его продлить или горько рыдать о том, что оно прошло.

То же и демократия. Это не идеал, не картинка, не какой-то незыблемый свод законов и правил (правила, конечно, есть, но они очень даже зыблются). Демократия — это, скорее, американская горка, по которой со свистом летит общество: вверх, вниз, мертвой петлей.

В Америке такая горка называется русской.

Демократия — это гарантия прав меньшинств. В связи с этим втянул меня недавно в дискуссию один старый скандинавский расист.

— Да, мы меньшинство, но ведь демократия должна защищать права всех, и наши в том числе? Нас мало. Мы готовы уйти куда-нибудь в отдельный маленький городок. Мы там все для себя устроим, чистоту и порядок, и белобрысые детишки будут спокойно играть на газонах — нам нравятся белобрысые и сероглазые, мы ничего не имеем против остальных, дай им бог здоровья и процветания где-нибудь по соседству. Но сами мы хотим жить среди похожих на себя, понимаешь? У нас в городке будет все красиво, удобно и богато, так как мы любим и умеем. Но если к нам приедут голодные смуглые люди иного языка и иной веры, мы сможем их не пустить? Мы будем иметь такое право — не пустить их?

— Полагаю, что нет, не сможете, — ответил я. — Не будете иметь такого права.

— Но почему? А если мы купим всю землю этого городка и на полмили вокруг? У нас весь городок будет как кондоминиум, товарищество собственников. Тогда как?

— Не путайте частную собственность и государственный суверенитет, — сказал я. — Собственным может быть дом, квартира, и вы туда можете пускать или не пускать кого хотите. А в самом маленьком городе есть муниципалитет, почта, налоговая инспекция, полиция наконец. Если вы от этого откажетесь, будете сепаратисты. Мятежники. Ответите по всей строгости закона.

— Сам знаю! - сказал расист. — Это все демократия. Она для них, а не для нас. Тьфу!

Возможно. Но если уж совсем точно — демократия сначала была для одних «них», потом стала для «нас», теперь она для других «них», а скоро станет и вовсе ни для кого. Цикл заканчивается.

Новости и материалы
В Совфеде уличили Евросоюз в лукавстве по вопросу российского газа
У Курильских островов произошли два землетрясения
Российской армии предложили быстрые укрытия для зоны боевых действий
В холодное время года россияне чаще настроены на брак, в теплое — на флирт
Стало известно, чем рублю поможет сохранение ключевой ставки на прежнем уровне
Потомок Наполеона Бонапарта будет кандидатом на выборах в Европарламент
Уровень Тобола за прошедшие сутки слабо изменился
Саперы тысячами разминируют боеприпасы в Авдеевке
Воздушную тревогу объявили в нескольких областях Украины
Российские морпехи уничтожили наблюдательный пункт ВСУ
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
В России вновь вырос спрос на майские путешествия
В Смоленской области после атаки БПЛА загорелся объект ТЭК
В Британии заявили, что элитная бригада ВСУ находится в шаге от окружения
США тайно разместили ракеты против ядерных объектов Ирана
Все новости