На лошадке, в красной шапке

Анастасия Миронова о странной предвыборной рекламе

До выборов полтора месяца, а войн с ушатами помоев, коробками из-под ксерокса и бюллетенями о состоянии здоровья все нет. Даже муниципальные выборы были увлекательней. Там Гудков и Кац что-то считали, стояли палатки с агитацией, кандидаты в депутаты сутками напролет колесили по Москве, выступали во дворах и подворотнях, а в интернете в это время по этому же поводу шли ожесточенные бои. Были интриги, скандалы, в том числе эротические. Я в те выборы не верила, но даже мне стало интересно, что там у Гудкова и от кого к кому ушла очередная любовница-волонтер.

Сейчас все иначе. И нельзя сказать, чтобы у людей повально отсутствовал интерес к выборам. Есть интерес! Электоральная апатия одолела лишь небольшой процент жителей — в основном же народ к выборам тянется. Любопытство есть.

Раньше как было? Решившиеся стяжать этот пост едва ли не за год начинали колесить по стране, охмурять, агитировать. А если вспомнить последние американские выборы… Наш официоз обсуждал их куда живее, чем собственные. Я специально считала: за полгода до президентских выборов в США о Трампе и Клинтон на наших центральных каналах вспоминали чаще, чем за полтора месяца до собственных выборов говорят теперь о наших кандидатах. Нет, я серьезно! Даже в итоговых новостных передачах в выходные, за восемь недель до наших выборов, президентской гонке посвятили один репортаж с коротким упоминанием основных кандидатов. И он шел в конце выпуска, а в начале стоял большой сюжет про годовщину избрания Дональда Трампа.

По телевизору пока маловато предвыборной рекламы — и политической, и социальной. Заставку «2018марта выборы президента России» показывают. Был еще один конфузливый ролик о том, как молодой человек приезжает к родственникам погостить и успокаивает их: не волнуйтесь, я к вам надолго, уже подал в МФЦ заявление, чтобы проголосовать у вас в городе. Радушные хозяева смотрят на него немного ошалевшими глазами: на дворе была середина января, выборы через два месяца — хорош гость!

Вообще, агитация и ее разбор — мой любимый жанр текстов в предвыборный период. Однако на этот раз материалов, то есть фактуры, так мало, что развернуться с шутками решительно негде. Кроме назойливого гостя посмеяться не над чем.

То ли дело раньше! Помню предвыборную газету кандидата в мэры Москвы Николая Левичева: на обложке были рецепты для огородников и анонс сенсационной статьи о стреляющем огурце.

Были тысячи ГАЗелей, сновавших по стране с портретом Владимира Путина и призывом «Присоединяйся!» Я лично видела такие плакаты на грузовичках с табуретками. Был Владимир Жириновский, по всей России сурово кричавший отовсюду: «Мы за бедных! Мы за русских!» Даже с упаковки батонов. Один мой приятель, британец, оказавшийся в России в канун прошлых выборов, едва не всплакнул: у них на хлебе и пачках молока печатают портреты пропавших без вести.

Да, было смешно. Да, мало кто верил в честный исход. Но было интересно!

До выборов осталось немного. На президентское кресло сначала покусились 16 человек. Где они? Кто эти люди? Я знаю только Путина, Явлинского, Грудинина, Собчак, Жириновского, Титова и изобретателя Михайлова (уже снялся). Последнего — только потому, что его показали в вечернем «Времени». Если бы об участии этих людей в выборах не рассказывали в новостях, я бы никогда не узнала, кто у нас претендует на кресло в Кремле. Потому что не видно политической рекламы. И самих кандидатов не видно. Такое ощущение, что они раз в несколько дней совершают какое-то движение для программ «Время» и «Вести». И все! По России ездят только двое: Путин — потому что ему по работе положено, и Собчак — ее мотивы неизвестны. Остальные выезжают в лучшем случае в ближайшую Околомоскву. А Григорий Явлинский стабильно выходит в эфир Первого телеканала из Петербурга.

Не видно никакой массированной агитации. Кроме ЛДПР и Собчак. Но с ЛДПР все очень занимательно: эта партия на любых выборах всегда первой выходит с наружной рекламой и, как ни странно, с рекламой на «Эхе». На нынешних выборах стандартные желтые буквы ЛДПР на синем фоне появились в пригородных электричках еще в сентябре. А на нашем направлении в Ленинградской области они вообще не пропадали с парламентских выборов. В городе Луге, в Пскове реклама ЛДПР висела со времен избрания Госдумы. И висит до сих пор. Очень удобно.

Щиты с Ксенией Собчак стали появляться в Москве после 10 ноября. Щиты с Павлом Грудининым появились в последнюю неделю. Я, обыватель, погруженный в общественно-политическую повестку чуть выше среднего, чувствую — агитации у большинства кандидатов мало.

Вся агитация проходит в вечернем выпуске новостей. И далеко не каждый кандидат, попавший в эти выпуски, хоть сколько-нибудь старается.

Владимир Жириновский часто обращается к своим избирателям из своего кабинета и говорит по бумажке. Например, с бумажкой он комментировал новость о заграничных счетах Павла Грудинина.

Вообще, вся агитация нынче какая-то странная.

Вот Борис Титов снялся в питомнике ездовых собак. Прокатился на упряжке маламутов. Одет по-барски, в красном пуховике, на голове красивая меховая шапка. Напомним, что Борис Титов — кандидат прогрессивного класса предпринимателей. Эти люди давно озаботились вопросами экологии, человечности и, разумеется, защиты животных. В их среде все еще носят шубы, но уже это осуждают. Человек на собаках и в меховой шапке может понравиться разве что провинциальному сторожу и его жене продавщице — у них свои представления о богатстве и прекрасном. Но ведь господин омбудсмен не для сторожей снимался. И после проката на собаках речь пошла о бизнесе, а отнюдь не о том, что волнуют любителей меховых шапок.

Или вот соблазнилась на антирекламу фильма «Смерть Сталина». Начала искать, где бы посмотреть этот фильм в сети. На всех сайтах — обман. И вместо фильма Армандо Ианнуччи под этим заголовком гонят рекламу: либо новостроек Геленджика, либо... Григория Явлинского. Да-да, на пиратских ресурсах зрителям, решившим найти скандальный фильм, подсовывают ролик о том, как сам Григорий Явлинский, Дмитрий Муратов и Дмитрий Гудков собирают подписи в пользу, собственно, Явлинского. Извините, Григорий Алексеевич, но это слишком. Я еще понимаю, если бы рекламу гнали под новые серии какого-нибудь народного бестселлера, вроде «Zomboящика». Но пудрить мозги своим единомышленникам?! Во-первых, это невежливо. Во-вторых, неэффективно — мы и так понимаем, что происходит в стране.

Владимир Жириновский не отстает. Ходит по рынку с нитратомером и сыплет цифрами. Экология питания и суточная ПДК по нитратам — разве именно это волнует аудиторию ЛДПР?

А на днях Жириновский снялся в нотариальной конторе и предложил освободить от алиментов мужчин, которые бросают детей и заводят новых. ЛДПР считает, что это несправедливо, ведь матери за второго ребенка полагается маткапитал, а отцу — ничего. Неужели команда ЛДПР не считала, что в нашей стране значительно больше половины взрослого населения составляют матери-одиночки и безотцовщины, которые совсем не поддержат идею поощрить мужчину, бросившего своего ребенка?

Павел Грудинин, чье появление в КПРФ лично меня очень удивило, ориентируется на пожилую аудиторию. Рассказывает о совхозах, управляет трактором, призывает к ностальгии, вступается за память о Сталине и при этом зачем-то подробно объясняет своим избирателям суть операций на рынке ценных бумаг, особенности трансфера денег в инвестиционных портфелях швейцарских банков. Кому он это рассказывает? Полуграмотным старикам, которые голосуют за КПРФ, потому что помнят, что при Брежневе у них не болели ноги?

Павел Грудинин — богатый человек, хороший управленец, благодаря своей критике российской экономической системы получивший известность среди оппозиционной аудитории. Грудинин для своих лет выглядит очень молодо. У него молодой голос — человек, сохранившийся так до 57 лет, явно вел здоровую жизнь, знает кое-что о правильном питании и вряд ли склонен выпивать. Реальный бизнес, здоровый образ жизни, оппозиционность, поддержка молодого «Левого фронта», бывший политзек Удальцов в соратниках, без которого Грудинин, может, и не оказался бы в КПРФ — это то, с чем нужно выходить на молодую аудиторию. Тем более, заметьте, что он выдвинут объединенными левыми силами после праймериз, на которых обошел, к примеру, Захара Прилепина и Сергея Шаргунова. Почему бы ему не работать на свою аудиторию – средний класс?

А Ксения Собчак? Очевидно же, что она не кандидат пенсионерок и работниц ткацких фабрик. Так почему в свою кампанию Собчак переоделась в чопорные одежды, ходит по баракам, общежитиям, встречается с обездоленными? Зачем она купается в проруби на Крещение? Аудитория Собчак — жители крупных городов в возрасте до 35 лет. Для них купание в проруби стало поводом пошутить над кандидатом. Если тебе 35 лет, ты модная, красивая и богатая женщина, зачем лезть в прорубь? В кампании Ксении Собчак много интересного. Кажется, что ее технологи решили по возможности оттолкнуть от кандидата ее целевую аудиторию и переключиться на более зрелую.

У основного кандидата реклама тоже порой удивляет. Вот Владимир Путин посетил новый учебный центр для студентов-медиков. Как это выглядит со стороны редакторов центральных каналов? Торжественно объявили об открытии центра, дали слово его руководству и показали визит главы государства. Как это выглядит по другую сторону экрана? Зритель не услышал, что центр учебный и что на кушетках манекены. Он видит большое помещение, разделенное на залы: операционные, родильные, послеродовые палаты: в одном закутке режут человека, в другом рожает женщина. Владимир Путин в строгом костюме сверху на все это смотрит. Фотографии делегации чиновников, разглядывающих корчащуюся в муках родильницу, уже облетели все мировые СМИ.

Жанр агитационных ляпов прекрасен. Жаль только, что предвыборная арена в этот раз так скудно обставлена. За более чем 20 лет регулярных выборов мы привыкли к этим забавным роликам и газетам с портретами сидящего за столом мордоворота и надписью «Мы не сидим сложа руки». В нужный день и час у нас, как у собаки Павлова, выделяется слюна — мы ждем, чего еще смешного нам покажут. Похоже, в этот раз после шоу народ разойдется голодным — для него заготовили мало трюков.