Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Потеря памяти

...В Муми-Дол приходит осень. В нашем государстве, продолжающем вести воображаемую войну с Америкой за другие вымышленные государства на территории соседней Украины с реальными жертвами, спешно пытаются найти исторические оправдания текущему моменту. Этому сознательному погружению нации в параллельную или, точнее, перпендикулярную здравому смыслу и интересам россиян реальность.

Издание «История Новороссии» может быть готово уже к марту 2015 года, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на заявление директора Института российской истории РАН Юрия Петрова. «У нас уже сложился творческий коллектив. Мы готовы подготовить авторский вариант текста примерно к марту, объем 60 печатных листов», — доложил Петров спикеру Госдумы Сергею Нарышкину на заседании Российского исторического общества. Прямо на этом заседании 26 августа было принято решение включить написание «Истории Новороссии» в план приоритетных проектов Российского исторического общества.

Сомнений у меня нет — творческий коллектив действительно сложился, и он лихо настрочит за казенный счет хоть 60, хоть 160 печатных листов к заявленному сроку, хоть про «Историю Новороссии», хоть на тему «Россия — родина слонов», фигурирующую в известном анекдоте про историческую науку брежневских времен.

Есть сомнения в том, что этим надо заниматься именно сейчас и именно историкам, если у них осталась хотя бы капля профессионального самоуважения.

Как раз в 2015 году исполнится 70 лет со дня великой и единственной военной победы России в ХХ веке. У нас до сих пор нет полноценной академической истории Великой Отечественной войны. Однако уже есть закон об ответственности за искажение этой истории.

Был момент, когда нынешний министр обороны Сергей Шойгу на полном серьезе предлагал принять закон, запрещающий въезд в Россию политиков и глав государств, отрицающих роль нашей страны в той действительно великой Победе. При том что нынешнюю запредельную ненависть большинства россиян к внешнему миру наша власть начала подогревать именно борьбой с трактовками отдельных эпизодов Великой Отечественной войны. На волне этой борьбы в 2009 году даже появилась комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.

Чего стоит приснопамятная истерика в России по поводу переноса памятника советскому воину-освободителю из центра Таллина на мемориальное кладбище. Придравшись к опросу «Дождя» про блокадный Ленинград, власть начала последовательно отжимать единственный относительно независимый от «пропагандистской машины» телеканал в стране. При этом большинство россиян по-прежнему не знают, например, о совместных учениях Красной армии и вермахта в 1936 году, подробно описанных в мемуарах маршала Тимошенко. О совместном параде сталинских и гитлеровских войск 22 сентября 1939 года в Брест-Литовске. О том, что Вторую мировую Сталин и Гитлер начинали как союзники.

Большинство россиян не знают и не помнят, каким важным для состояния умов в 1989 году был доклад комиссии во главе с тогдашним секретарем ЦК КПСС Александром Яковлевым по установлению последствий для СССР подписания пакта Молотова-Риббентропа и секретного протокола к нему. Когда впервые с высокой государственной трибуны Съезда народных депутатов прямо прозвучали слова о сговоре Сталина и Гитлера перед началом Второй мировой войны.

Спустя почти 70 лет мы все еще не сподобились написать академическую историю Великой Отечественной. И вот на фоне этого (далеко не единственного) позора отечественной исторической науки Институт российской истории рапортует о намерении исполнить «приоритетный проект» — быстро написать на заказ заведомо конъюнктурную историю вымышленной Новороссии. Даже попытки строить нынешнюю армянскую государственность на основании истории Урарту были бы меньшей глупостью. Ведь ни для кого не секрет, зачем «История Новороссии» понадобилась российским властям именно сейчас — надо срочно как-то «исторически оправдать» не слишком сообразующуюся с экономическими и военными возможностями России внешнюю политику последних месяцев.

Дать объяснение войне, в которую при поддержке примерно 84% россиян нас усиленно ввергают.

Но в данном случае больнее и печальнее деградация историков, а не российского политического класса, с которым давно все ясно. Заработав себе на торговле нефтью и газом на западные стандарты жизни, наша элита хочет законсервировать «восточные» нравы и «восточную» бедность большинства россиян в патриотическом желе разговоров о великой державе, ее особой миссии и мифическом русском мире без ясных географических границ и моральных ориентиров. Продать массам путь к национальному изгойству как заявку на мировое лидерство.

Нация остро нуждается в быстром отрезвлении и возврате к полноценной исторической памяти от нынешней амнезии: в частности, народ и, что еще хуже, элита словно напрочь забыли, при каких обстоятельствах и по каким причинам всего-то 23 года назад распался Советский Союз. Иначе бы чувствовали, как стремительно сегодняшняя Украина становится похожа для России на Афганистан для СССР.

Историки могут сделать для купирования этой амнезии больше, чем любые оппозиционные политики, журналисты или блогеры.

Пока история как наука в России не возвысит голос над политической конъюнктурой, не перестанет быть даже не просто служанкой, а прямо-таки рабыней власти, у нас не может быть нормального будущего и настоящего. Для нормализации «гормонального фона» нации, для прекращения всенародного помешательства на великодержавных мифах, увы, неизбежно придется бороться за адекватное отношение к собственному прошлому. За возвращение полноты национальной памяти.

Пока мы не начнем максимально честно изучать и описывать свое прошлое, а не «пересочинять» его в угоду очередному политическому заказу, бесы этого прошлого будут вновь и вновь воспроизводиться в нашем настоящем и губить наше будущее, как это и происходит сейчас.