Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Российская рациональность – рациональность наоборот

Проведенные аффилированным с кремлевской администрацией ВЦИОМом псевдовыборы достаточно скептически встречены экспертами и политиками. Представители коммунистов даже заявили, что процедура эта является подготовкой к фальсификации результатов выборов. Специально для «Газета.Ru-Комментарии» ситуацию комментирует президент фонда «Меркатор» Дмитрий Орешкин.

— Как вы оцениваете социологическое значение проведенного опроса?

— В принципе, в такого рода опросе, как и в любом другом, есть социологическое содержание. Его нельзя назвать репрезентативным, но как точку отсчета это можно использовать. Это не бессмысленная процедура, но сильно подозреваю, что она не чисто социологическая, но и пиаровская тоже.

Конечно, социологические конторы приблизительно за два-три месяца до даты выборов часто грешат заказными рейтингами. Потому что это элемент предвыборной борьбы и элемент воздействия на общественное мнение. Но непосредственно перед выборами большинство добросовестных фирм выруливают на данные, более или менее близкие к реальности, чтобы имя доброе не портить. А некоторые, которые созданы специально под выборы и имеют только пиаровские задачи, дуют уже до конца, раздувая 3% до 20%. Обычно такое бывает на региональных выборах. Появляется какой-нибудь «союз социологов России, центр изучения общественного мнения села Семихатки».

В данном случае речь идет о достаточно серьезной структуре, которая называется ВЦИОМ. Но проблема в том, что этот ВЦИОМ — не тот ВЦИОМ, который заработал это доброе имя.

Сейчас этот ВЦИОМ проходит тест, он дает результаты, а после выборов мы посмотрим, для чего была проведена процедура приватизации — для того, чтобы действительно эта структура работала как социологическая, или для целей пиара. Ситуация, впрочем, отчасти беспроигрышная, поскольку публикуются данные опроса, сделанного в некоторых отдельных точках, которые потом могут оказаться не совсем репрезентативными, и можно сказать, что это не прогноз, что мы представляли данные по трем конкретным точкам, которые вовсе не репрезентируют всю Россию.

Я сравниваю результаты ВЦИОМа и ВЦИОМ-А и вижу, что в общем они близки. Близки они по всем параметрам, за исключением одного. Если, скажем, ВЦИОМ-А фиксирует поддержку президента на уровне 70%, то просто ВЦИОМ — где-то на уровне 78–80%. А остальные цифры примерно одинаковые. Я думаю, что здесь элемент пиара все же есть.

— Насколько достоверны результаты подобного опроса- голосования?

— С некоторым скепсисом надо относиться к этим особым опросам, которые, конечно, совершенно неправильно называть праймериз, потому что опрос — это всегда опрос, и в него надо вносить поправку, тем более в нынешних условиях.

Есть, во-первых, такой «феномен Жириновского». Начиная с 1993 года на выборах ЛДПР получала значительно больше голосов, чем ей обещали социологи. И этому есть понятное объяснение. Люди знают, что ЛДПР не очень хорошая партия и что ее не очень поддерживает власть, поэтому, когда их спрашивает социолог, они стесняются или боятся сказать, что им симпатичен Жириновский. В кабинке они не боятся, они знают, что их никто за руку не схватит. В результате в кабинке Жириновский стабильно получал больше, чем по социологическим опросам. Я думаю, что сейчас аналогичная ситуация с КПРФ. Люди знают, что КПРФ активно не поддерживается властью, или стесняются показаться кондовыми, боятся сказать, что они думают.

Эта вторая составляющая все сильнее, потому что социальный страх все усиливается одновременно с поддержкой Путина. Составляющая страха: как бы меня не наказали за то, что я неправильно голосую, неправильно отвечаю на вопросы или недостаточно активно поддерживаю президента — она незримо присутствует.

Поэтому я думаю, что одно дело — опросы про коммунистов, другое дело — реальное голосование. Думаю, что там коммунисты будут получать больше, чем им обещают социологи.

— В чем смысл имитации процедуры голосования?

— Пиаровский смысл имитации выборов очень простой. Есть очень значительная часть людей, которая всегда голосует, как большинство. Это так называемое конформистское голосование. Чем убедительнее будет продемонстрировано преимущество какой-то партии, в данном случае «Единой России», тем больше эти люди, которые боятся выделиться из массы, склонны голосовать за эту партию. Это отчасти коллективистское чувство, отчасти рациональность наоборот — российская рациональность: «Все так голосуют, и я так голосую. Во всяком случае, меня потом не вызовут и не спросят, почему я голосовал не так, как все». Есть такой труднопонимаемый человеком с высшим образованием страх личной ответственности. Чем яростнее публикуются данные о массовой поддержке кого-то, тем больше сомневающихся людей конформистского плана, а их может быть до трети общего числа избирателей, будут ориентироваться именно на эту партию.

~Для уточнения социологической картины такая форма псевдовыборов не дает практически ничего. Это пиаровская акция. На самом деле гораздо дешевле и проще опрашивать по обычным социологических схемам. Праймериз — это праймериз, это реальное голосование, это реальный подсчет голосов, это общественный контроль. Это отлаженная процедура. Здесь ничего этого нет, а есть игра — игра без уверенности в том, что сохраняется твоя анонимность. С точки зрения гарантии анонимности эти праймериз ровно ничего не дают по сравнению с обычной социологической процедурой.

Но выбор именно такого способа, имитации выборов, — это ясный признак того, что у этой частной структуры, нового ВЦИОМа, появились достаточно большие финансовые ресурсы. И несложно догадаться, откуда они появились.

Выбор регионов тоже достаточно условный. Белгород — это далеко не среднероссийская территория, это специфическая вещь. Там гораздо более сильны, чем в среднем по стране, националистические и державнические настроения. Что касается Владимира, то это более представительная территория, но тоже для определенного круга регионов, а не для всей России. Кыштым — достаточно замкнутый специфический город, и я не уверен, что он может репрезентировать большое число городов.

Интервью взял Евгений Натаров

Реклама ... Рекламодатель: TECNO mobile Limited
Erid: 2RanynFDyWp