Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Мутанты бьются насмерть

Выставка «Шахматная коллекция»

В Москве представили «Шахматную коллекцию» от Дэмиена Хёрста, братьев Чэпман, Маурицио Каттелана и других арт-звезд первой величины.

Говорят, что игра в шахматы развивает логическое мышление. Скорее всего, так и есть — для игроков хорошего уровня. А если затеять турнир дилетантов, то вместо логики восторжествует абсурд. Допустим, король давно под шахом, а оба соперника этого не замечают и продолжают разменивать пешки. Кому присудить победу?

Оказавшись в дурацкой ситуации, уместнее решить, что шахматы — мистический обряд, таинства которого доступны лишь посвященным.

В результате игра превращаются в миф. Что даже интереснее: можно нагромождать метафоры, сплетни и рассуждения о важности комбинаторных способностей в повседневной жизни. А еще можно сделать шахматы предметом изобразительного искусства. Пожонглировать атрибутами способен даже художник, ни разу в жизни не державшийся за ферзя. Судя по всему, замысел «Шахматной коллекции», инициированной пять лет назад британской компанией RS&A, основывался как раз на таком подходе. Все равно в реальной шахматной стратегии не разберешься, так пусть торжествует мифология. Сначала заказ на авторские комплекты фигур и досок получили шестеро мировых знаменитостей — Дэмиен Хёрст, братья Чэпманы, Маурицио Каттелан, Пол Маккарти и Яои Кусама. Через пару лет проект расширили за счет других видных художников — и вот теперь эти инсталляции прибыли с гастролью в Москву.

Вообще-то, подобные затеи редко приводят к значительным результатам. Направить вдохновение нескольких авторов в единое русло — задача не из легких несмотря даже на то, что современные художники готовы проявлять максимальную гибкость в каждой конкретной ситуации.

Что поделаешь, не рождается сумма равноценных шедевров по команде и на заказ. В случае с «Шахматной коллекцией» утешает, что у исполнителей было время подумать и имелись хорошие технологические возможности. Хёрсту, например, понадобились отливки из серебра и стекла, поскольку свой комплект он хотел представить в виде излюбленных им медицинских флаконов — ну что ж, отливки так отливки. Каттелан остановил выбор на фарфоре, Чэпманы — на бронзе, замаскированной под пластик, Барбара Крюгер — на пластике как таковом.

Всем пожеланиям пошли навстречу, так что работа каждого, выпущенная тиражом в семь экземпляров, производит ощущение качественного продукта.

Впрочем, из-за той же технологичности не оставляет чувство, что имеешь дело не с высоким искусством, а с дизайнерскими штучками. Разница между этими категориями давно затушевана, конечно, но все-таки существует, хотя бы на уровне эмоций. Когда американец Мэттью Ронэй выкладывает на клетчатую скатерть куски пиццы, дохлых цыплят, косяки с марихуаной и фаллоимитаторы (все из бронзы, раскрашенной вручную) — получается элегантный сюрреалистический этюд на тему абсурдного пикника. Не меньше, но и не больше. И когда бразилец Тунга уподобляет набор шахматных фигур человеческим зубам, которых в идеале тоже должно быть 32, — он демонстрирует оригинальную дизайнерскую придумку. Красиво реализованную, устроенную не без каверзы, но не бередящую душу, извините за выражение. И узорчатые тыковки от японки Яои Кусама прелесть как хороши, и разнокалиберная кухонная дребедень расставлена по клеткам американцем Полом Маккарти со вкусом и хулиганским изяществом — а всё то же самое.

Вот разве что Маурицио Каттелан на пару с Чэпманами посягнули на большой, почти космический драматизм.

Первый попытался развязать битву добра со злом, пригласив на одну сторону персонажей вроде Жанны д'Арк, далай-ламы и Бэтмена, а на другую — Гитлера, Нерона и Гришку Распутина (кто за какую силу выступает, темную или светлую, уточнять не станем). У Чэпманов тоже дело близится к схватке, только не такой однозначной. Постапокалиптические, как сказано в анонсе, и бесполые (если не считать фаллосов, торчащих у них вместо носов) мутанты приготовились биться насмерть — но уже непонятно, за что. Старинные источники гласят, что грядущий апокалипсис должен снять с повестки вопрос о противостоянии добра и зла, а вот что за конфликты появятся взамен — никому не известно, кроме двух братьев из Великобритании.

Словом, если присутствуют в современном искусстве достижения, они в этой коллекции обозначены. Если назрел там кризис — то и он налицо. А шахматы как были сами по себе, так и останутся. Желаете постичь их суть — купите, что ли, самоучитель.

«Шахматная коллекция». В галерее Гари Татинцяна (Ильинка, 3/8, стр.5) до 15 мая.

Что думаешь?
Загрузка