Новости

Масонские сказки

Пол Маккартни написал детскую книжку

Детская книга Пола Маккартни — новый клинический случай в истории эпидемии, терзающей читателей и шоу-бизнес.

В начале августа в российских магазинах появилась детская сказка Пола Маккартни «Высоко в облаках», написанная в соавторстве с Джеффом Данбаром и Филипом Арда. На родине автора книга появилась еще в октябре прошлого года, причем известное английское издательство Penguin выпустило ее сразу полумиллионным тиражом. Российский тираж скромнее — всего 7 тысяч, но тоже наверняка разойдется. 64-летний экс-битл до сих пор в строю и на оскудение армии поклонников пока не жалуется.

Несмотря на то, что труд свой Маккартни адресовал тем, «кому за пять», на презентации книги, истолковав это разъяснение предельно широко, тусовались и 50-летние поклонники певца. Соавторы, хоть и не обладают всемирной славой, люди тоже далеко не последние. Филип Арда — популярный детский писатель, автор более 60 книг, самая известная из которых, трилогия «Эдди Диккентс», переведена на 25 языков. Джефф Данбар — художник-мультипликатор с мировым именем, обладатель множества престижных премий, среди которых «Золотая пальмовая ветвь Каннского фестиваля», «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля, премия Британской академии кино и телевидения и многие другие.

Мультипликация, кстати, здесь очень даже при чем: дело в том, что на написание книги авторов вдохновил мультфильм 2004 года «Шум тропического острова», над созданием которого Маккартни и Данбар работали вместе. Тогда песня, написанная Маккартни специально для мультфильма, заняла 21-е место в британском хит-параде.

Маккартни относится к своему писательскому дебюту более чем серьезно, с пугающей обстоятельностью вещая в интервью: «Я писал эту книгу много лет. И это занятие мне очень понравилось, все-таки так приятно делать что-то такое, что потом принесет пользу другим. Я думаю, что это будет замечательное произведение, вам понравится».

Что же собой представляет итог многолетнего труда? Бельчонок Вилка живет в чудесном лесу с мамой Серебряный Хвостик, но однажды подлые люди сводят лес бульдозерами, попутно прикончив маму, и несчастный сирота вынужден бежать в гадкий город, где угрюмые, голодные и грязные звери трудятся на фабриках. Вилка, естественно, мириться с этим не желает и в компании с еще одной белочкой и лягушонком начинает искать чудесный остров, где все звери живут счастливо и безмятежно…

Сюжет — так себе. Традиционную лепту внесли и переводчики. Имена некоторых персонажей сказки, вроде филина Дремыча или бегемотика Бузотера, добросовестно перевели на русский, другие, например, крысенок Рэтси или лягушонок Фрогго, так и остались англоязычными. Отдельное спасибо за название чудесного острова, который у Маккартни был просто Анималией (то бишь «Звериндией»), а стараниями отечественных толмачей превратился в Абнималию.

Обнимитесь, миллионы!

В целом же создается впечатление, что вся эта незатейливая история была сочинена исключительно ради заключительной фразы: «О человеке можно судить по тому, как он относится к животным — своим братьям по планете Земля». Произнесенная многолетним вегетарианцем и убежденным защитником живой природы, никакого удивления она не вызывает, хотя вопросы остаются.

И главный из них — доколе? Какой неведомый вирус заставляет звезд ни с того ни с сего воображать себя детскими писателями? Переведенные и разрекламированные у нас детские сказки Люка Бессонна или Мадонны на самом деле только верхушка айсберга.

Создается впечатление, что в Европе и Америке написание детской сказки — это какой-то масонский ритуал, без которого не дозволено считать себя полноценной звездой.

Сказки пишут и издают актриса Джейми Ли Кертис и герцогиня Йоркская Сара Фергюсон, сеют разумное, доброе, вечное певица Глория Эстефан и кинорежиссер Спайк Ли, учить детей жизни пытаются комик Билли Кристал и каратист Чак Норрис. На подходе — Кайли Миноуг и Марайа Керри. Обе певицы анонсировали собственные «сказки для девочек». Разница лишь в том, что в книге Миноуг «The Showgirl Princess» девочка покоряет звездный Олимп, а «Автоматическая принцесса» («Automatic Princess») Керри, «девочка-сиротка смешанной расы», будет где-то путешествовать, переходя из книги в книгу. Обе премьеры должны выйти этой осенью.

Слава богу, деятели отечественной попсы этой эпидемии пока не подвержены — гипотетические детские сказки от Филиппа Киркорова или Андрея Малахова отдают ночными кошмарами.

В поисках прецедентов можно вспомнить лишь книжку Эдиты Пьехи «Песня о Синей птице», изданную еще в 70-х годах, да сказки Леонида Филатова и Леонида Енгибарова — хорошие, но совершенно недетские.

Обычно же потуги звезд в области волшебства заканчиваются одинаково — не происходит не только чуда, но даже фокуса. Ну кто сейчас упомнит не так давно вышедшую сказку певицы Дайаны Росс «Когда вы мечтаете?» или творение звезды «Людей в черном» Уилла Смита «Просто нас двое»? Причиной тому не только излишнее самомнение, хотя Мадонна, например, начала писать после того, как осознала, что «все, написанное для детей, ничему хорошему их не учит. Одна ерунда о принцах, которые приезжают за красивыми принцессами и женятся на них, не совершая никаких поступков и не прилагая к этому никаких усилий».

Но талант сказочника почему-то не терпит публичности.

Про всех знаменитых писателей мы знаем довольно много: и про биографию наслышаны, и про тяжелый характер, и мемуары бывших жен читали. И только от сказочников в памяти дай бог если фамилия осталась. Что вам известно про автора «Конька-горбунка», кроме фамилии Ершов? Про Николая Носова, Лазаря Лагина, Виталия Губарева, Юрия Коваля, Ефима Чеповецкого, Евгения Велтистова, Юрия Козлова и других?

Только имена. Причем это не отечественная специфика — Астрид Линдгрен, Туве Янссон, Александр Милн или Джон Толкин в излишней публичности тоже замечены не были. Более того, пример Эдуарда Успенского показывает, что случается со сказками, как только сказочник начинает активно мелькать в телевизоре или на газетных полосах.

Но в случае с Маккартни все не так страшно. Этот писатель, по счастью, еще и поет.

Маккартни П., Данбар Дж., Арда Ф. Высоко в облаках. М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2006