Рыдай, Казахстан

Объявлены номинанты на «Оскар»

Объявлены номинанты на «Оскар»: лидером стал «Вавилон». Борат Согдиев и страна Казахстан были демонстративно незамечены.

«Маловато претендентов» — примерно с таким заголовком выходили предсказания относительно номинантов на премию «Оскар», список которых был оглашен сегодня в театре «Кодак». Проклиная все на свете, журналисты собрались к половине шестого утра, чтобы узнать: их опасения подтвердились не вполне. Киноакадемия все же преподнесла небольшой сюрприз, щелкнув по носу «Золотой глобус».

«Девушки мечты», получившие «Глобус» как лучшая комедия-мюзикл и в двух номинациях актерам второго плана, не вошли в списки претендентов на лучший фильм, лучшую режиссуру и лучших актера/актрису первого плана. У истории группы чернокожих девушек, исполняющих соул, восемь номинаций и ни одной значительной — просто дьявольская насмешка. Происки ку-клукс-клана? Или просто квота на афроамериканцев закончилась?

Другим широким жестом академиков стало то, что «Борат», принесший Саше Барону Коэну «Глобус» как лучшему комедийному актеру и выдвинутый Ассоциацией иностранных кинокритиков еще в нескольких номинациях, был Киноакадемией вообще не замечен.

Нет такого фильма. Нет такого актера. Нет такого Казахстана.

Со смутьяном Гибсоном поступили традиционно — технология отработана еще на «Страстях Христовых». «Апокалипсис» получил три издевательские номинации: гримеру, звукооператору и звукорежиссеру.

Тем временем на лучший фильм претендуют «Вавилон» Иньярриту, «Отступники» Скорсезе, «Письма с острова Иводзима» Иствуда, «Маленькая мисс Счастье» и «Королева» Фрирза. Список претендентов на приз за лучшую режиссуру тот же с заменой «Мисс Счастья» на документальную драму «Рейс 93» о захваченном 11 сентября самолете, пассажиры которого подняли восстание и рухнули вместе с террористами на Пенсильванию.

Безусловный фаворит — «Вавилон», невероятно качественное и монотонное кино про причуды и жестокие фокусы глобализации.

Снявший в свое время «Суку-любовь» мексиканец Алехандро Гонсалес Иньярриту — режиссер очень талантливый, обладающий хорошо конвертируемым в проекты и деньги пафосом выходца из третьего мира и невероятной страстью к нравоучениям. Ему в современной ситуации и карты в руки.

Более занятная история с Мартином Скорсезе. По слухам, классик, уставший играть в догонялки с Киноакадемией, так и не вручившей ему ни одного «Оскара», в этом году отказался пальцем пошевелить ради этой награды.

Почему-то кажется, что это наилучшая стратегия и шансы у «Отступников» все же есть.

Клинт Иствуд неизбежен в оскаровских номинациях, как приход весны, и его лента на японском языке, по неясным причинам избежавшая номинации «Лучший фильм на иностранном языке», получит свою долю симпатий. Но давать ему награду второй год подряд — это вряд ли. Британская «Королева», рассказывающая о Тони Блэре и королеве, решающим, как им быть с такой неловкой смертью леди Дианы, — тоже не «Горбатая гора» и при всех достоинствах уступает «Вавилону» по актуальности политического мессиджа.

Среди претендентов на приз за мужскую роль первого плана ди Каприо за «Черный алмаз», Питер О`Тул за «Венеру», Уилл Смит за «В поисках счастья» и — па-ба-ба-бамм! — Форрест Уитакер, один из лучших американских актеров, сыгравший в почти семидесяти фильмах, включая «Жестокие игры» Нила Джордана и «Пса-призрака» Джармуша, и не имеющий ни одной не то что победы — номинации на «Оскар». При том что имеются у него и каннский, и всякие другие призы.

В этом году его работа в «Последнем короле Шотландии», где Уитакер сыграл Иди Амина, считается фаворитом. Посмотрим.

Претенденты в женской части номинации: Пенелопа Крус за «Возвращение», Джуди Денч за «Заметки о скандале», Мерил Стрип за «Дьявол носит Prada», Кейт Уинслет за «Маленьких деток» и Хелен Миррен за «Королеву».

В номинации «Лучший фильм на неанглийском языке» среди стенаний немцев о своем тоталитарном прошлом и стенаний канадцев о невыносимой жизни девочек в Индии есть «Лабиринт Фавна». «Возвращение» Альмадовара в этот список отчего-то не вошло.