Разговор Затраханного с Георгием

Выставка «Создай свой музей: от иконы до Fuck'd»

В галерее Гари Татинцяна открылась дидактическая экспозиция «Создай свой музей: от иконы до Fuck'd». Теперь, по мысли хозяина галереи Гари, любой человек при деньгах может научиться быть коллекционером.

Рецепт следующий: покупаешь как можно более не совместимые друг с другом предметы искусства, желательно датированные разными веками, и выставляешь их в одном помещении. Визуальный эффект получается на порядок убедительнее, чем если бы весь зал был заполнен кровожадными изделиями шведской художницы-живодерки Наталии Эденмонт, заспиртованными акулами Дэмиена Херста или, к примеру, голыми «Синими носами».

Современная провокационная инсталляция приобретает иное смысловое наполнение, если по соседству, на стене, висит средневековая икона. Русская авангардистская живопись начала прошлого века дико смотрится в компании с комиксами начала века XXI. Собственно, Татинцян — при том что для себя он сделал выбор в сторону современного искусства — на этот странный диалог предметов и рассчитывает:

«Родченко можно просто любоваться, а современные художники способны, кроме того, и удивлять».

На самом деле удивляет сам Гари. Пожалуй, это единственный столичный галерист (в прошлом зарабатывавший на жизнь стоматологией в Нью-Йорке), превративший свою профессию в некий продолжительный перформанс. Каждая новая экспозиция в галерее на Ильинке становится художественным жестом. То Гари привозит в Москву Джоэла-Питера Уиткина с полуразложившимися трупами, следом показывает изящнейшую редкую графику Казимира Малевича и Ильи Чашника, а потом в галерею приходит в гости певица Мадонна.

«Коллекционер, — сетует Гари, — не создает новых работ. Но то, каким образом он объединяет произведения в свою коллекцию, тот конечный продукт — сама коллекция, часто бывает гораздо сильнее и интереснее, чем просто совокупность объектов, превращаясь в настоящее произведение искусства».

В качестве наглядного пособия Гари выставил часть своей обширной коллекции.

Выдающуюся древнерусскую икону «Святой Георгий» (XV век), скульптуру знаменитых братьев Чапменов «Forehead» — двуногую четырехголовую девочку в кроссовках Nike, графику Малевича, пару-тройку фотографий Александра Родченко с физкультурниками и несколько живописных работ современных художников (Евгения Чубарова, Леонида Пурыгина, Джорджа Кондо).

Центральная инсталляция экспозиции — жутковатая скульптура Тони Мателли «Fuck'd» (что переводится как «Затраханный»), вынесенная в качестве антонима к иконе в название выставки. Изнасилованная и искореженная посредством лопат, вилок, ножей и пил человеческая плоть с ошметками мозгов и глаз, разбросанных по галерее, — надо думать, диалог Затраханного и Святого Георгия отличается особым напряжением.

По иронии судьбы, недавно в Москве открылась выставка, тоже связанная с разговорами, — это «Разговор руками», фотографии из коллекции американца Генри Буля, в которых обязательно в том или ином виде присутствуют руки. Таким образом, отечественные коллекционеры, об образовании которых так печется Гари, получают сразу два урока. Были бы, как говорится, деньги. Кстати, ничего из того, что представлено на «Создай свой музей», продаваться не будет. Гари работает на будущее.

Поделиться:
Подписывайтесь на наш канал @gazeta.ru в Telegram
Подписаться