В банке отлично

Выставка «Ноу-хау» Дмитрия Гутова

В стенах Всемирного банка открылась выставка «Ноу-хау» марксиста Дмитрия Гутова, нарисовавшего дорогие авто.

В московском отделении Всемирного банка открылась выставка «Ноу-хау» Дмитрия Гутова — результат впечатлений от поездки в Нью-Йорк. Адрес выставки занимателен сам по себе: у художника устойчивая репутация последовательного марксиста, приверженца антиглобалистской идеологии и борца с буржуазным миросознанием.

Одним из его важных начинаний была организация в середине 1990-х «Института Лифшица». Михаил Лифшиц — ортодоксальный марксистский искусствовед, автор вышедшей в 1968-м книги «Кризис безобразия». Она разъясняла, что весь этот модернизм и авангард — миазмы гниющего империалистического общества, но по подслеповатым черно-белым репродукциям в труде Лифшица, призванным иллюстрировать кошмарные безобразия западного искусства, многие (не исключено, и Гутов) узнавали с младых ногтей о Джексоне Поллоке и Марселе Дюшане.

Автор «Ноу-хау» — известный и респектабельный художник, участник множества важных выставок от Сан-Паулу до Стамбула и от Сиднея до Венеции. Его произведения находятся в собраниях ГТГ, Русского музея, в коллекции «Даймлер-Крайслер», а в прошлом году прошла его персональная выставка в Третьяковке. На протяжение двух десятилетий он успешно и остроумно работает в разных стилистиках и техниках, которые для него являются лишь инструментами для строительства тех или иных концептов — в этом, безусловно, помогает добротное искусствоведческое образование, полученное в Ленинградской академии художеств.

На открытии выставки в филиале Всемирного банка Гутов сказал собравшейся публике, что 13 картин, представленных на ее суд, — плод радости от чистого творчества, когда художник, не думая ни о чем, лишь счастлив, когда краска течет по холсту и кисть в руке как-то повинуется воле творца.

И сообщил, что это второй случай в его творческой жизни, когда он выставляется в непрофессиональном пространстве. Первый был в пионерлагере. Далее было сказано, что в пионерлагере и в банке куда лучше, чем в музее либо в галерее: там неизбежно набегут всякие критики и сообщат, что картинки, мол, так себе, а их автор по меньшей мере безответствен.

А в пионерлагере и в банке отлично. Там нормальные люди, без лишних рассуждений любящие искусство.

Картины, показанные беззаветно и бескорыстно любящим искусство банковским служащим, — это небольшого размера холсты, нарочито неряшливо натянутые на подрамники. На многих изображены очень дорогие автомобили типа Lamborghini, а стилистика заставляет вспомнить американский абстрактный экспрессионизм 40–50-х годов. В этом можно найти отсылку к критике капиталистического общества, а можно пойти дальше.

Например, озаботиться конспирологической теорией о том, что современное искусство — это продукт деятельности ЦРУ и финансового лобби, которое возглавляла полоумная шпионка Пегги Гуггенхайм. Можно поступить не мудрствуя лукаво. Аккуратно перетянуть холстики, взять их в дорогие рамки и повесить на стены банковской переговорной комнаты. Они там будут уместны. Они не отвлекут корыстных пауков от плетения паутины.

Поделиться: