Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Не гони

Выходит последний фильм «Такси»

На экраны выходит «Такси 4». Судя по тому, что в фильме нет ни одной погони, этот эпизод действительно окажется последним.

После того как марсельская полиция сначала захватывает, а потом по недоумию выпускает на свободу опаснейшего преступника европейского масштаба, становится ясно, что уберечь от его посягательств банк на Лазурном берегу смогут только хорошо знакомые зрителю по предыдущим сериям главные герои. Это слабохарактерный коп Эмильен, настолько бездарный, что непонятно, почему его держат в полиции, и таксист Даниэль, до такой степени талантливый, что не ясно, как его терпят в таксопарке. Его Peugeot 407 летает по людным марсельским улицам на средней скорости в 150 километров в час, и клиенты, которых при этом выворачивает наизнанку, не всегда остаются довольны.

Изюминка «Такси 4» состоит, впрочем, в том, что желающим получить дозу адреналина на предмет покупки билетов можно не беспокоиться. Стереофонический шум моторов зрителя по креслу не расплющивает, да и ощущения, что вы пребываете не в зале, а в салоне или багажнике машины, норовящей иногда выпрыгнуть из экрана в партер (этого эффекта присутствия прекрасно умеют добиваться создатели «Форсажей»), нет.
<1>

Автомобильные маневры, ради демонстрации которых почти десять лет назад и затевался проект, сняты по тому же деликатному принципу, что и интимная жизнь в советских кинофильмах.

Вот надежно зафиксированные одеялами влюбленные обсуждают виды на утреннюю дойку, вот нескромный рассветный луч бегает по их лицам, а минут через семь экранного времени приходит черед появиться и ребеночку. В «Такси 4» натурально нет ни одного детально показанного заезда: пассажир запрыгивает в машину, чтобы через мгновение выбраться из нее в пункте прибытия, и о том, что ехалось не кисло, позволяет судить только рвота на рубашке.

Целомудрие картинки специально приехавший в Москву режиссер Жерар Кравчик объяснил тем, что в виду большого количества аварий «скорость не воспринимается во французском обществе положительно».


Подобная осторожность имеет право на существование, однако идти на автомобильную экшн-комедию без погонь — это все равно что по примеру Лизы Калачовой из «Двенадцати стульев» явиться в гастрономический вертеп «Прага» с целью поесть фальшивого зайца. В общем, в то, что нынешний эпизод «Такси» действительно последний, скорее верится: траектория авторской мысли дальнейшего развития не подразумевает.

Дефицит дорожного драйва создатели в меру сил компенсируют футболом, детьми (которыми герои успели обзавестись за прошедшие четыре года), шутками в адрес полиции и иностранцев, а также комическими цитатами из «Матрицы», «Лица со шрамом» и «Правдивой лжи». В небольшом камео снялся нападающий французской сборной Джибриль Сиссе, а дети особенно забавны, когда их макают лицом в сбитые сливки. На живописном фоне перманентно обкуренных полицейских выделяется придурошный комиссар Жильбер — совсем впавший в маразм аналог рассеянного полковника Мухомора из российских «Ментов». Характерен, например, такой эпизод. Гуляя по участку с забинтованной головой, на которой дымится и пахнет косяк, выброшенный на улицу из окна сортира младшими офицерами, комиссар озабоченно втягивает носом воздух и допекает подчиненного в растаманской шапочке:
<3>

«Вы опять курили, Марли?»

Посмеявшись в предыдущих сериях над немцами, японцами и китайцами, к четвертой картине создатели дошутились до бельгийцев (занимающих в французском фольклоре ту же неуютную нишу, что и чукчи в русском до пришествия Абрамовича). Подозреваемого уроженца Брюсселя вынуждают дать показания, громко прокручивая в издевательски ускоренном режиме пластинку Жака Бреля, тоже, как известно, бельгийца. Если спонсорам из Peugeot почему-то вдруг стукнет в голову заказать Кравчику и сценаристу-продюсеру Бессону «Такси 5», то главными антигероями там должны оказаться финские самогонщики, явившиеся во Францию взорвать коньячные заводы и заставляющие таксиста Даниэля ехать насколько возможно медленно.

Что думаешь?
Загрузка