Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Арт и дизайн

Фото: mdf.ru

Красота пасет мир

Открылся фестиваль «Мода и стиль в фотографии»

Иван Петров

Открылся Пятый международный фестиваль «Мода и стиль в фотографии» — полтора месяца Москва будет придавлена красотой.

Чередуясь, московские фотобьеннале и «Мода и стиль» ежегодно затопляют московские галереи и выставочные залы образцами самого массового из искусств, вероятно, даже кино не может тягаться с бескрайним потоком любительских и профессиональных фотообразов. Разница между двумя мероприятиями не вполне принципиальна — одни и те же персонажи могут быть с одинаковым успехом представлены на обоих. Что часто и происходит — например, с любимицей московских барышень Сарой Мун, классиком как «высокой», так и «прикладной» фотографии. Эстетику так же сложно развести между двумя горизонтами — где будут уместнее Ньютон и Аведон?

Если разница и существует, то в восприятии.

«Мода и стиль» просто в силу некой высокой легкомысленности явления, заявленного в названии, настраивает на более веселый, развлекательный подход, на ожидание приятного времяпрепровождения. Пятьдесят выставок, которые будут идти с сегодняшнего дня до 10 мая, предоставят массу возможностей для подобных радостей. Некоторые из них освящены традицией, как экспозиция календарей Pirelli за 2007 год — эксклюзив производителей шин на главные женские образы года никто уже не оспаривает. Некоторые внесут в мероприятие необходимую высоколобость и познавательность, как выставка «Лиля Брик. Femme fatale», что откроется в Галерее на Солянке 13 апреля.

Впрочем, легкомысленность «Моды и стиля» — всего лишь жест.

Куратор открывшейся вчера в Манеже выставки «Театр моды» Аньес де Гувьон Сен-Сир в своем комментарии к событию апеллировала к книге Ролана Барта «Система моды» и его высказыванию: «В фотографии моды мир обычно снят как декорация, фон или сцена, в общем, как театр». Разумеется, странно было бы ожидать другого от французского куратора выставки, где представлены в основном французские фотографы — конечно, Барт. Что совершенно не мешает посетить экспозицию и поискать там, скажем, красоту, которая спасет мир, или еще что-то по вкусу. Благо, возможностей для любых философских интерпретаций «Театр моды» дает предостаточно. Здесь присутствует и неизбежная, но от этого не менее роскошная Сара Мун, сделавшая пейзажную серию фэшн-съемок — конфликт искусственного и естественного налицо. Работы Деборы Тубервиль, сделанные для коллекции Ямамото, втаскивают в мир гламура постояльцев улиц, не то бомжей, не то просто романтических скитальцев — впору размышлять о классовом аспекте прекрасного.

Мода невероятно гибка и легко разрешает себя интерпретировать, и главная выставка «Моды и стиля» дает возможность в этом убедиться, получив попутно свой кусок удовольствия.

Вторая значительная выставка фестиваля — ретроспектива Норманна Паркинсона, классика британской фэшн-фотографии, человека не только заслуженного, но и остроумного. Паркинсон всегда считал себя не художником, а ремесленником. Родившийся в 1913 году, уже в 1935-м он работал для Harper`s Bazaar, а во время войны снимал рекогносцировку над оккупированной Францией. Вернувшись с войны, стал сотрудничать с Vogue, сумел заставить британскую журнальную фотографию от скованных студийных съемок перейти к более динамичным жанрам. Был вполне эксцентричен в жизни — во время съемок неизменно надевал кашмирскую свадебную шапку, сцапал на улицах Стокгольма 16-летнюю девушку Нену и притащил в Лондон сниматься для Vogue — позже она стала женой Роберта Турмана и матерью Умы Турман. Работы его при формальном соответствии жанру журнальной фэшн-фотографии и безупречном качестве отличает освежающая ирония — в конечном счете модель, сидящая верхом на пасущемся страусе, годится на герб индустрии быть может даже больше, чем ньютоновские богини.

Расписание фестиваля «Мода и стиль в фотографии» можно найти на сайте МДФ.