Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Русский аттракционизм

«Арт-Москва»

На 11-й ярмарке «Арт-Москва» можно увидеть Ксению Собчак, лифт для вампиров, художников за стеклом, много джипов и плохой живописи.

Об очередной, уже 11-й по счету Международной художественной ярмарке «Арт-Москва» можно сказать словами героини видео-проекта Маши Ша «Кому оно надо?»: «Это шо-то такое нереальное. Наверное, так сразу не скажу, шо такое искусство».

Накануне официального открытия был устроен специальный VIP-показ, после которого можно сказать, что «Арт-Москва» — это то же искусство, только для крутых пацанов. Вокруг ЦДХ выстроились джипы всех мастей (хотя «Хаммеров» не было), как будто братва собралась на стрелку. По залам гуляла в вечернем платье Ксения Собчак и другие VIP-барышни, официанты разносили вино, по этажам бродили то ли пьяные художники, то ли их тени. Вообще, все это очень напоминало великий пир у Сатаны. Бесконечные коридоры в массе своей плохой широкоформатной живописи на тему «секс, спорт, политика» от 73 галерей из 15 стран и монотонная, бьющая по ушам музыка.

У входа стояла железная инсталляция Юрия Ковалева «Sound Sculptures», издающая низкие звуки гонга или колокола. На втором этаже лежали безымянные и бесхозные гигантские гробы со всякими приспособлениями — множеством дверных ручек, стульчаком и даже мышеловкой. Один такой гроб лежал у лифта, на котором висела табличка «Перевозка людей строго запрещена».

Очевидно, это был специальный лифт для чертей или вампиров.

В другом месте художник из Уфы Ринат Волигамси представлял «Неофициальный альбом», в котором были собраны семейные фотографии Володи (Владимира) Ильича Ульянова с его братом-близнецом Сергеем Ильичом. Эдакий кошмарный советский вариант «Железной маски». Для усиления инфернального эффекта после гробов и клонов вождя питерские художницы Глюкля и Цапля в своем проекте «Igor's Mania» предлагали женщинам сфотографироваться верхом на мужчинах.

Зато на самом верху, как и положено, располагался рай в виде арт-местечка Шаргорода и спец-проекта «Коммуналка». Проект Александра Погорельского и Николая Палажченко «Арт-местечко Шаргород» в соответствии с круглым названием перекатывается уже почти год с Винзавода на «Инновацию», а теперь докатился и до «Арт-Москвы». Здесь это оформлено в виде огромной, слегка нелепой инсталляции — как бы Шаргородские домики, напоминающие, скорее, пивные палатки, в которых и вокруг которых экспонируются фото и видео-проекты художников-участников этой экспедиции, среди которых Сергей Братков, Сергей Шабуров, Маша Ша, Алексей Каллимма, Борис Михайлов, Юрий Шабельников, группа «ПГ» и другие.

«Коммуналка» — пожалуй, самый громкий проект на этой «Арт-Москве».

В нем участвуют семь московских художников, представителей разных поколений и стилей: Вика Бегальская, Владислав Уфимов, Елена Ковылина, Антон Литвин, Владислав Мамышев-Монро, Диана Мачулина, Сергей Шутов. Все они должны будут жить и что-то делать в специально отведенном пространстве в течение «Арт-Москвы» с 16-го по 20 мая. Экспертное жюри и публика будут решать, кто останется в коммуналке, а кто ее покинет. У объединения МАРС, организовавшего все это, очень своеобразное представление о советском быте. Трудно понять, почему это называется «коммуналка». По сути и по форме это, скорее, «Дом» или «За стеклом». Пространство оформлено вполне комфортно — икеевская мебель и коробочки, веселенькие занавесочки, микроволновка, компьютеры с выходом в интернет. На стене висит меню: «Бизнес-ланч. Мусс из копченого лосося с тостом и свежим помидором (40.40.10.10) или салат куриный с грибами и ананасом (130.5), или салат «Оливье» и т. д. Если уж коммуналка, тогда с алкашами, с больными стариками и орущими детьми, плохими запахами от жареной селедки и от мокрого белья.

Но все это уже было, и некоторые художники, пробив потолок, улетели из своих коммуналок в космос. И сейчас они летают очень высоко.

А так это просто очередной аттракцион, вряд ли имеющий шанс попасть в историю искусства. Но чтобы в этом убедиться, из настоящего надо попасть в будущее. А пока пишется история советско-русского искусства конца XX века. Известный критик и историк искусства Андрей Ковалев совместно с журналом и издательством WAM представили новый проект «Русский акционизм 1990-2000». Авторы собрали, классифицировали все архивные материалы, существующие на эту тему. Но главное, они создали из всего этого огромную интерактивную электронную базу, которую и выставляют. Первая часть этого проекта была посвящена русскому концептуализму. Альбом называется «Русский концептуализм. Золотая книга». Предполагается нынешнее издание озаглавить «Железной книгой».

Вот так всегда в русском искусстве — все наоборот. Золотой век сменяется железным. И судя по этой «Арт-Москве», на смену им приходит русский аттракционизм и век каменный.

Реклама ... Рекламодатель: TECNO mobile Limited
Erid: 2RanynFDyWp