Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Gazeta.ru на рабочем столе
для быстрого доступа
Установить
Не сейчас

Баба била Билла

На «Винзаводе» конкурс плаката и классики у Гельмана

«Винзавод» принял на грудь ещё две выставки: в галерее Гельмана открылась выставка работ мэтров отечественного contemprorary art, а по соседству расположились финалисты студенческого конкурса кинопостеров.

«Баба била Билла, била Билла 2… Убила». На киноплакате, выполненном в стиле русского лубка, женщина-воитель держит в одной руке меч, а в другой — куриное яйцо. Хэппи-энд ровно по сюжету. Супермен присел на забор, жрет попкорн, хлещет колу. Черты огрубевшие. В красных сапожках похож на одичавшего шута. Постер посвящен вымышленному фестивалю «Антиголливуд». Два медведя целуются в засос под слоганом «Из России с любовью». Таким Маше Разумовой видится постер русской программы для Берлинского кинофестиваля (символом которого, как известно, тоже является мишка).

Жаль, что Маше не пришло в голову пририсовать мишке окладистые молдавские брови. Дело молодое, Брежнева не хоронила.

На конкурс Post it awards представлены именно студенческие работы (только оргкостяк и жюри из состоявшихся художников). Стильно. Это — дети хорошо выверенной полиграфии, медийных стандартов, чистоплотного глянца. Они пришли из Сети. Организаторы говорят: да, как-то так, списались, сблоговались, подтянули друзей-спонсоров, и уже третий раз все рисуют на заданную тему. Географический охват: Пермь, Тольятти, Рига, Каменец-Подольский и т.д., естественно, Москва. В прошлом году была музыка, теперь кино. Темы: «Великий немой», «Супергерой в кино», «Про любовь». Есть читабельность юмора и смыслов при вкусном исполнении.

Интересно, что среди вывешенного почти нет стилизаций под советский плакат, авангард или классическую афишу.

Один из организаторов утверждает, что история абсолютно некоммерческая, и никто карьеру на этом пока не сделал. Кстати, жаль. Есть мнение, что страсть творить заложена в ДНК, и, по закону сохранения энергии, она где-то бродит. Не в литературе, так в креативе, не в скульптуре, так в дизайне, не в живописи, так, может быть, в плакате. А есть ещё мнение, что современное искусство — хитрая пустышка, придуманная для выуживания денег у богатеньких буратин при минимуме потерь времени и сил со стороны арт-дилеров и творцов. И нет там никакого искусства. Понятно, что рассудит только время.

Если о плакатах, то среди них не видно кандидатов в большие завораживающие хиты вроде «Ты записался добровольцем?», чем, собственно, отечественное искусство плаката и было по-настоящему сильно. Организаторы парируют: тема мирная, да и время не то, нет настоящих национальных тем, которые бы брали за душу.

Есть, конечно, то есть, если творчески решить плакат «Ты успел к переделу собственности?», можно отравить жизнь весомой части граждан.

Впрочем, передел собственности при известной смекалке не поздно и произвести. В соседней галерее Марата Гельмана немноголюдно, но как-то чувствуется, что золотое плещется здесь. Центром пространства служит инсталляция Андрея Молодкина в виде двух сосудов, связанных прозрачными шлангами с нефтью. В одном сосуде жирная нефть образует арабскую вязь, в другом — распятую даму. Вспоминается классическая карикатура 70-х с шейхом, приставившим шланг с бензином к пояснице госсекретаря Генри Киссинджера вместо «кольта»: «Ваш кошелек или Ваш образ жизни? — Дайте-те-те мне подумать!».

Оказывается, нефть как вещество имеет редкое нуар-очарование.

Нуар «стекает» и c монументального полотна Шабельникова и Хоровского: классический вид на Нью-Йорк из-под Бруклинского моста выполнен в тонах Готэм-сити и перечеркнут броским «The End». Такой финальный кадр подойдет для серии «Бэтмена» с плохим концом. Полотно кажется продолжением серии индустриального декаданса Шабельникова. Дмитрий Гутов воспроизвел на холсте почерк пушкинских рукописей. Невдалеке «Живой уголок» в виде «стенки» из ячеек. В каждой кусок пластилина (хочется верить), а рядом крынка из фольги с молочком (Александр Бродский). Здесь же Гоша Острецов, Василий Цаголов, Ербол Мельдибеков.

Ну а встречает «Молотов-коктейль» Александра Косолапова: пролетарская рука тянет к гостю бутылку колы 0,33 с запаленным фитилем на фоне профиля и имени Вячеслава Молотова в тонах эсэсовской повязки. Зажигают не по-детски. Политика, перфоманс, месседж, манифест, постмодернизм. Можно поздравить и авторов, и гостей с тем, что современный русский художник может сделать все что угодно из всего что угодно. Это нормально: тот же плакат «Ты записался добровольцем?» был переделан из царского «Ты почему не в армии?», а тот из итальянской армейской агитки.

Грустно только, что в чистом художественном отношении не всегда есть что «унести».

По части не идейной, а «красивой» составляющей многих работ обнаруживается: где-то это было. Бутылку «Кока-Колы» придумал Раймонд Лоуи, мускулистую руку — соцреалисты, красное с черным и белым — известно кто. Вот и весь коктейль. Эффектную крынку металлик, которая и придает лоск «Живому уголку», изобрели другие художники, и именно как артефакт на каждый день. Да и Пушкин не сегодня родился. Остается искусство комбинации слагаемых.

Кстати, может быть и по-другому. Например, у Эрика Булатова, который тоже не из XVIII века, при кичевых цитатах из той же жизни получается ещё и игра слоев и перспектив. Посмотреть представленное, повесить на стену, наверное, и занятно. Там есть на что посмотреть, но доить под это богатых сумасшедших сегодня — все равно, что пить кровь у младенцев. Кстати, ее пьют в соседнем подвале «Винзавода». Под камлания и при свечах. Говорят, сейчас так модно.