А помните, как два года назад исчадие ада и кошмар хоругвеносца Мэрилин Мэнсон накануне годовщины начала Великой отечественной войны отплясывал на сцене Олимпийского в фашистском кителе? Сцену, увешанную провокационными знаками, подозрительно похожими на эмблему СС? Как на иных концертах певца уносили со сцены секьюрити из-за того, что он просто физически не мог идти? Как невеста в свадебном платье ворвалась на танцпол Олимпийского, как ее платье тут же превратилось в лохмотья?
Помните? Забудьте немедленно. Ничего подобного на этот раз в Москве не было.
Концерт начался с часовым опозданием. Сначала из-за затянутой черным занавесом с красными буквами ММ раздались звуки, подобающие черной мессе из старых черно-белых фильмов про какого-нибудь Носферату. И вот сквозь занавес проступил долговязый силуэт Суперстара, затянувшего «If I Was Your Vampire» с посвященного Дите фон Тиз последнего альбома. Многообещающе выглядел приделанный к микрофону кинжал, который Мэнсон под разными углами приставлял к своей тонкой шее, да и музыканты были раскрашены, как в лучшие времена. Сам Мэнсон, покачивая бедрами, ходил по сцене и время от времени подходил к краю, пристально вглядываясь во тьму и сплевывая на счастливых фанатов. Однако шоу, которого все так ждали, не было. Не было даже танцовщиц и боксерского костюма с надписью «Кличко», в который певец выряжался для исполнения «Fight Song» в Петербурге. Мэнсон разве что сменил пару пиджаков (черный и белый), походил по сцене на огромных платформах, да на Heart-shaped Glasses выкинул в зал очки означенной формы.
Музыкальная программа была предсказуемо составлена из перемежающихся номеров с последней пластинки и проверенных хитов вроде Sweet Dreams, Dope Show и Rock is Dead.
Доиграв основную часть, группа удалилась на перекур, чтобы на бис исполнить Beautiful People, после которой уже насовсем ушла со сцены, даже ничего не сломав.
Вообще, если отмотать ленту времени назад и сопоставить факты, то напрашиваются занятные сравнения. Сначала столицу посетил бывший патрон Мэнсона Трент Резнор с Nine Inch Nails, устроивший такое шоу, которое казалось невозможным на отечественной площадке. Мэнсон же, который всегда знал, как визуальными средствами довести публику до исступления, шоу на этот раз пренебрег, обнажив однообразные, в общем-то, песни и собственную усталость, что ли. В общем, некогда уведя музыкантов у бывшего друга и соратника Резнора и вырвавшись вперед, на данном этапе Мэнсон явно проиграл.
Однако открывшаяся накануне концертов московская выставка акварелей певца задает произошедшему принципиально иной контекст. Дело в том что гибрид маньяка и актрисы незаметно превратился из шок-рокера в полноценный арт-объект. Ходули, трибуны, кители и агрессивный макияж уже не способны напугать искушенного меломана, а вот вылезающая из разрезанной груди блондинки свинья или отрезанные части тела на официальном сайте певца выглядят действительно жутковато.
Российские гастроли в итоге превратились в приложение к выставке в напоминание о том, с чего начинался путь Мэнсона в искусство. Теперь гораздо логичнее ждать от него не новых исступленных проклятий небесам, а, скажем, грядущей кинофантасмагории про Алису в стране чудес. Ну или новых картин. С одной стороны, занятно наблюдать, как Мэнсон расширяет сферу влияния и следует собственным словам, что он и есть искусство. И все же от того, что он даже не надел свою глупую фашистскую фуражку, почему-то немного грустно.