Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Ухмыляющийся Достоевский

«Мечта Кассандры» Вуди Аллена

Выходит «Мечта Кассандры» Вуди Аллена с Колином Фаррелом и Эваном Макгрегором – трагикомические размышления о комплексе вины и каре небес.

«Мечта Кассандры» — всего лишь название небольшой яхты, которую приобрели герои фильма, и вместе с тем отсылка к греческой трагедии. «Я всегда мечтал описывать трагические ситуации — просто так вышло, что довольно долго я был комиком», — сказал Вуди Аллен, представляя свой фильм на Венецианском фестивале. Два брата — Иэн (Эван Макгрегор) и Терри (Колин Фаррел) — полные противоположности, и это лишний раз подчеркивает их комически несуразное внешнее несоответствие: нордический блондин Макгрегор и жгучий брюнет Фаррел. Амбициозный Иэн задумывает открыть бизнес и встречается с начинающей актрисой, имеющей крутые материальные запросы. Его брат Терри — впечатлительный плаксивый малый, живет с миловидной простушкой-женой, работая мастером в гараже. В один ужасный день Терри проигрывает в покер огромную сумму денег, и тут, прямо как в сказке, объявляется богатый дядюшка-миллионер. Оба брата, даром не теряя времени, бросаются к нему за денежной помощью: Терри просит денег, чтобы расплатиться с долгами, Иэн — для того чтобы начать свое дело. Разумеется, мы же одна семья, подозрительно просто соглашается дядюшка.

И просит на правах родственника — услуга за услугу — помочь ему и убрать одного человека.

«Мечта Кассандры» — третий английский фильм Вуди Аллена после «Матч-пойнта» и «Сенсации». Здесь, правда, не снимается красотка и новая любимица режиссера Скарлет Йохансон, но вот уже третий фильм подряд Аллена будоражит все та же тема. Сюжет двух предыдущих фильмов мастера перекликался с «Американской трагедией» Драйзера, хотя сам Вуди влияние Драйзера отрицал, на голубом глазу заявляя, что книгу эту не читал, однако признавал влияние Достоевского. «Мечта Кассандры» — это уже Достоевский чистой воды без примеси Драйзера: в основе фильма — убийство и следующее за ним наказание. И если в «Матч-пойнте» наказанием становилось осознание того, что герой убил не только любовницу, но вместе с ней самое яркое, что у него было в жизни, а в «Сенсации» убийцу настигало правосудие, то в «Мечте Кассандры» расплата — это поделенный на братьев сводящий с ума комплекс вины и самая настоящая кара небес.

На этот раз Вуди Аллен снял нечто среднее между серьезным «Матч-пойнтом» и игривой «Сенсацией», «Мечта Кассандры» по жанру — трагикомедия.

Причем до самого последнего момента кажется, что фильм скорее комедия, нежели трагедия: на серьезные темы Аллен умудряется говорить так игриво и забавно, что смеяться хочется даже в сцене убийства. Колин Фаррел, который признался, что получил громадное удовольствие, играя истеричного размазню, слишком уж преувеличенно рыдает, а герой Макгрегора не менее комично решительно перешагивает через собственную совесть и с энтузиазмом берется за дело. Однако ощущения фарса, длящееся чуть ли не весь фильм, в конце неожиданно исчезает: мрачный, бьющий наотмашь финал заставляет вдруг с удивлением осознать, что Аллен, несмотря на комические номера, на самом деле совершенно серьезен. «Преувеличенное чувство вины — неисчерпаемый источник комических положений, но поскольку значительная часть жизни трагична, то и чувство вины часто является частью трагической ситуации, особенно когда оно становится маниакальным», — сказал в интервью Аллен.

Видимо, все дело в возрасте, и 72-летний Аллен, всю жизнь снимавший пародии и фривольные комедии из жизни американской богемы с собой в главной роли, пришел к необходимости размышлять и говорить о, простите, душе.

Что, впрочем, как это ни странно, пошло ему как режиссеру на пользу и заставило, разменяв восьмой десяток, кардинально поменять свой стиль и начать делать нечто принципиально новое. Ирония и остроумие, свойственные Аллену, не позволяют ему скатываться в назидательность и пафос, так что Аллен прекрасно снимает психологические драмы, умеет легко говорить о сложном, игриво о трагичном. К тому же, филигранные и тонкие, но вместе с тем понятные и простые, последние фильмы Аллена открыли не только новое направление в его творчестве, но и, кажется, современном кинематографе в целом — ведь это мастерская адаптация классики. Активно прикрываясь то формами Йохансон, то Фаррелом с Макгрегором, Вуди Аллен тихонько несет Достоевского в массы.

Реклама ... Рекламодатель: TECNO mobile Limited
Erid: 2RanynFDyWp