C Новым годом, островитяне!

Российские власти разрешили вывоз картин в Лондон

Российские власти разрешили вывезти в Лондон выставку «Из России: французские и российские шедевры живописи 1870–1925 годов». Она пройдет в столице Великобритании в запланированные сроки.

Новогодние истории — как правило, мелодрамы. Романтичные, душещипательные, со смешными ситуациями и разнообразными передрягами, из которых герои благополучно выпутываются. И непременно со счастливым концом. История с выставкой «Из России: французские и российские шедевры живописи 1870–1925 годов» в итоге получилась вполне новогодней, разве что жанр больше напоминает не мелодраму, а нечто среднее между детективом и комедией положений, в просторечье ситкомом.

Как мы все помним, проблемы возникли под занавес 2007 года: проведение выставки «Из России», пожалуй, крупнейшей за всю историю российско-британских культурных связей экспозиции шедевров из русских музеев, оказалось под угрозой. Российские культурные чиновники заявили, что их не устраивают гарантии, предоставленные британцами, ведь эти якобы гарантии ничего не гарантируют, и, едва шедевры окажутся на острове, их тут же могут арестовать из-за претензий наследников или кредиторов России. А так как времени до 26 января (в этот день должна открыться выставка) осталось всего ничего, то мы, пожалуй, повезем картины из Германии, где они сейчас выставляются, обратно домой — все равно никто ничего не успеет. Британцы в ответ заявили, что гарантии были вполне нормальные, а русские вредничают по политическим соображениям, потому что отношения России и Великобритании ухудшаются день ото дня.

Но насчет гарантий обещали подумать.

Шум, в общем, поднялся неимоверный: отечественные СМИ составляли длинные списки всех неприятностей, постигших наши выставки за рубежом, а потенциальные обидчики с истинно британской невозмутимостью расклеивали в метро рекламные плакаты с репродукцией картины Анри Матисса «Танец». Королевская академия рассылала приглашения на пресс-просмотр, торжественный прием и открытие выставки в конце января 2008 года. И, между прочим, устроители уже успели продать более 4 тысяч билетов.

От этой шумихи разволновались даже наслаждающиеся выставкой в рождественские каникулы немцы. Экспозиция в Дюссельдорфе пользовалась огромной популярностью, на 20 декабря ее уже посетили 182 тысячи 355 человек, и тут кто-то пустил слух о том, что обеспокоенные русские закроют выставку досрочно. В итоге пресс-секретарю музея Кунст-Палас Марине Шустер пришлось официально успокаивать любителей искусства. Заверения заверениями, но руководству музея пришлось увеличить время посещения до 22 часов, а в последний перед закрытием день — 5 января — выставка работала до полуночи.

Тут англичане выкинули кунштюк, которого мало кто ожидал.

Вместо того чтобы, как это принято у нас, вставать в позу обиженного и стенать в средствах массовой информации о злокозненных иноземцах, они 30 декабря (30 декабря!) собрали своих находившихся на каникулах парламентариев и ратифицировали специальный закон, защищающий от ареста в том числе и российские картины. Министр культуры, СМИ и спорта Великобритании Джеймс Пернелл специально заявил, что британский закон досрочно вступил в силу 31 декабря (а не в феврале или марте, как планировалось), чтобы под его действие подпала выставка художественных произведений российских и французских художников в Лондоне. В России по понятным причинам — 31 декабря все-таки — это уже мало кого интересовало, разве что музейщиков.

Замруководителя Росохранкультуры Анатолий Вилков заявил тогда, что его ведомство разрешит вывезти картины в Лондон, потому как «федеральная служба расценивает очень положительно такое отношение правительства Великобритании, которое подчеркивает уважение к российскому национальному достоянию. Данный закон полностью устраивает и защищает наши интересы. Мы полностью уверены, что наши культурные ценности на территории Великобритании будут защищены от претензий третьих лиц». А директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, похвалив англичан, не преминул отметить наше облагораживающее влияние: «Этот закон был принят в связи с готовящейся выставкой под нашим давлением и с нашим участием.

Великобритания встала в ряд цивилизованных стран благодаря России».

И лишь дипломаты, как всегда, были осторожны в высказываниях: 31 декабря 2007 года официальный представитель МИД РФ Михаил Камынин заявил, что ускоренное введение в действие в Великобритании нового закона о судах, трибуналах и исполнении их решений «создаст принципиально новый конструктивный фон для завершения переговоров по выставке».

Все бы хорошо, но появилось новое препятствие: Россия, чай, не Британия, и до окончания новогодней гулянки у нас ничего решить невозможно. Исполнительный директор Королевской академии искусств Чарльз Смит надеялся получить согласие Федерального агентства России по культуре и кинематографии на проведение выставки 8 января, но это он просто преисполнился неоправданного оптимизма. 8 января дипломатический источник в Москве лишь заявил, что во время праздников британская сторона прислала письма, в которых содержались дополнительные гарантии возвращения полотен в Россию, а также разъяснения британского законодательства в связи с принятыми поправками.

Он же сообщил, что окончательное решение о проведении выставки в Лондоне будет принято в среду, девятого.

А сегодня, как и положено, началась наша неизбывная дипломатическая неразбериха. Сначала всех обнадежили: мол, Третьяковская галерея, которая является участником совместной выставки четырех российских музеев, уже получила разрешение на вывоз. «Принципиальное согласие на перевозку произведений Третьяковки из Дюссельдорфа в Лондон получено», — заявила замгендректора Третьяковки, главный хранитель музея Екатерина Селезнева. Британцы, судя по всему, вздохнули, но тут подал голос тот самый замруководителя Вилков. Он заявил, что никакого «официального представления» принятого закона они от британцев не получали: «Если в течение двух-трех дней мы получаем соответствующие документы и выставка направляется в Великобританию, то возможно ее открытие в установленные сроки 26 января», — подчеркнул Вилков.

Все опять затаили дыхание, но начальник управления Роскультуры Анна Колупаева заявила, что Россия «получила все максимально возможные гарантии от правительства Великобритании», поэтому четыре российских музея получили согласие на вывоз картин на выставку в Лондон и экспозиция откроется в назначенные сроки. Все было обрадовались, но тут вмешался Питер. Пресс-служба Эрмитажа рассказала, что у них никакого официального разрешения нет, но в будущее они смотрят с оптимизмом: «Каждый музей получает отдельное разрешение, и раз Третьяковской галерее дано такое разрешение, то скоро и Эрмитаж его получит».

Точки над нужными буквами расставил глава Роскультуры Михаил Швыдкой.

Он сообщил журналистам, что «при всех сложностях Россия и Британия нашли взаимоприемлемые условия для проведения выставки», поэтому открытие в Лондоне состоится в запланированный срок — 26 января. «Мы предлагаем миру великое искусство и культуру, и для России в высшей степени важно, чтобы наше искусство было представлено и на театральных площадках, и в музейных залах», — сказал Швыдкой, а скандальная гастроль, по его мнению, «подчеркнет величие нашей страны в мире». «Этим культурным обменом мы доказываем, что самые сложные вопросы могут решаться по обоюдному согласию», — заключил глава федерального агентства.

Все хорошо. Happy New Year, островитяне!

Поделиться: