Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Монгол-гегемон

Прошла церемония вручения «Ники-2008»

Прошла церемония вручения «Ники-2008»: «Монгол» обогнал «12», Михаил Горбачев отметил «Завещание Ленина», а Максим Галкин выделил большое значение роли второго плана в политике.

Весенняя слякотная Москва — не Канны и не Лос-Анджелес. Поэтому вместо восторженной толпы, ожидающей появления знаменитостей, и, соответственно, самих знаменитостей в ослепительных туалетах, около здания театра Советской Армии, где традиционно проходит «Ника», уныло стояли с десяток мерзнущих журналистов. А закутанные гости церемонии спешили поскорее миновать парадную лестницу и пройти в тепло. В фойе театра Федор Бондарчук комментировал скандальный поступок Михалкова, снявшего свою картину «12» с номинаций «лучший фильм» и «лучшая режиссура»: «Это его личное право, и я уважаю его решение». А ведущий церемонии Юлий Гусман, будто все это услышав, выйдя на сцену, тут же язвительно заявил: «К нам приехал сам Бондарчук».

Поскольку с церемонии велась прямая трансляция на «НТВ+», все шло четко по графику: люди судорожно занимали свои и чужие места под подгоняющие крики Гусмана: «Быстрее, быстрее, две минуты до эфира!» Первым выступил нынешний президент академии Алексей Баталов, сразу же заявивший, что «Ника» — премия особенная. В доказательство тезиса Баталов рассказал, что премия была учреждена еще во времена СССР, то есть когда повсюду в стране решения принимала власть, «Ника» стала чуть ли не единственным островком свободомыслия и независимости. И нисколько не смущаясь логического парадокса, Гусман после этих слов тут же зачитал письмо Путина.

Трудно представить себе обращение Буша в программе церемонии «Оскара», но у нас президент и искусство неразделимы, хотя и шуток на эту тему тоже было немало.

Марианна Максимовская, вручавшая награду в номинации «Лучший неигровой фильм», сказала: «Когда новости на телевидении стали игровым жанром, правду жизни увидишь разве что в неигровом кино». Специальный приз за вклад в телевизионное искусство, присужденный Николаю Досталю и его фильму «Завещание Ленина», вручал Михаил Горбачев. Демонстрировали также кинокапустник — небольшой юмористический фильм, состоящий из нарезок и коллажей фотографий Путина и Медведева. Но самым политизированным участником «Ники» оказался Максим Галкин, отвечавший, как обычно, за номинацию на лучшую роль второго плана. «В свете недавних политических событий, — заявил юморист, — роль второго плана — это главная роль». «Выборы…Никогда у нас не было такого богатого выбора», — продолжил тему Галкин, а затем, обращаясь к Гусману, спросил: «Кстати, какой канал нас снимает?»

«Уже никакой», — мрачно отреагировал Гусман.

Впрочем, затем Галкин принялся нахваливать действующего президента, а потом и вовсе перешел на политически безобидный жанр — пародию на Ренату Литвинову.

На «Нике», как и на «Золотом орле», почтили память Александра Абдулова. Александру Гавриловичу присудили приз за выдающийся вклад в российский кинематограф. А поскольку 21 марта — день церемонии — пришлось на день рождения годовалой дочери актера, специально для нее сделали еще и маленькую «игрушечную» «Нику». Под нарезку из фильмов Абдулова прозвучала последняя записанная им песня, грустная и немного пророческая. Песня-завещание, как назвал ее Баталов. В припеве звучали слова: «Уходят любимые лица с экрана, клянемся, что нам их вовек не забыть. Но поздно, но поздно нам петь дифирамбы, не лучше ль актера при жизни любить».

Между тем другой специальный приз — за честь и достоинство — получил режиссер Георгий Данелия.

Поздравлять его вышли Олег Басилашвили и датский профессор из «Осеннего марафона» Норберт Кухинке: оба говорили долго и восторженно, ну а сам Данелия заметил: «Обычно я просто говорю: «Большое спасибо». Но мне как-то сказали, что нужно обязательно добавить что-то еще, иначе люди подумают, что ты не очень доволен. Так что сегодня я подготовился и скажу: спасибо большое, я очень доволен».

«Простые вещи», как и на «Золотом орле», отметили за сценарий; кроме того, награду получили Леонид Броневой за роль второго плана и Сергей Пускепалис как «открытие года». «Груз-200» не взял ничего, но он уже победил на «Белом слоне» — премии гильдии кинокритиков, да и вообще столь скандальный фильм в шорт-листе национальной кинематографической премии — уже, можно сказать, победа. Что касается главных наград, то если «Золотой орел» по понятным причинам выбрал «12», то «Ника» по причинам не менее понятным предпочла «Монгола». Фильм Сергея Бодрова получил награду в шести номинациях — «лучший фильм», «лучшая режиссерская работа», «лучшая операторская работа», «лучшая работа звукорежиссера», «лучшая работа художника», «лучшая работа художника по костюмам».

Фильму «12» все же, к слову, досталось две статуэтки: Эдуарду Артемьеву за музыку к фильму и Сергею Гармашу за мужскую роль.

«Русалка» и «Артистка» победили в номинациях на лучшие женские роли — главную и второго плана.

У каждой из трех наших главных кинопремий есть свои фавориты, правила игры и политика, а результаты далеко не беспристрастны. Итоги следует зачитывать по совокупности: дополняя друг друга, «Ника», «Белый слон» и «Золотой орел» гораздо объективнее отражают то, что принято называть кинопроцессом.