Новости
Сделать Газету.Ru своим источником в Яндекс.Новостях?
Нет, не хочу
Да, давайте

Из жизни покойников

В прокат выходят «Дневники мертвецов»

В прокат выходят «Дневники мертвецов» Джорджа Ромеро — наглядное свидетельство того, что старый конь может не только ничего не испортить, но и вспахать глубоко.

Джорджу Ромеро не повезло: его очередная картина о похождения восставших еще в 1968 году мертвецов вышла в России одновременно с комедийной пустышкой «Золото дураков». Теперь кинорецензенты сыплют налево и направо хохмами о «золоте мертвецов» и «дневниках дураков», не задумываясь о том, что перед нами явления совершенно разного порядка. И если «Золото» даже с учетом всех полуголых титек на минуту времени через неделю все заслуженно забудут, то картина Ромеро будет стоять на полочке у всех поклонников классического хоррора.

Для подобных утверждений есть все основания, потому что «Дневники мертвецов» выглядят на порядок приличнее ромеровской же «Земли мертвецов» трехлетней давности.

Впрочем, маэстро хитрым образом выкрутился из ловушки, в которую сам себя загнал. Если вспомнить, то события в эпопее развивались так: вначале мертвецы восстали и потренировались на отдельно стоящем провинциальном домике, куда загнали несколько человек («Ночь живых мертвецов»). Затем, в «Рассвете мертвецов», атаке подвергался уже крупный торговый центр. В «Дне мертвецов» подгнивших монстров учили пользоваться вилкой и ложкой и слушать классическую музыку (ничего не вышло, да кто бы и сомневался), а в «Земле мертвецов» беспокойные покойники наконец-то объединились перед лицом еще живой угрозы и даже обрели лидера в виде вполне пролетарского вида крупного негра. Далее фантазия зашкаливала: некий всепланетный заговор мертвых был бы слишком даже для Ромеро, да и «Земля» не стала тем хитом, который поправил бы положение режиссера.

Дело в том, что после провала «Дня мертвецов» в 1985 году Ромеро практически не снимал ничего внушительного — разве что «Темную половину» по Стивену Кингу.

Она была неплохой экранизацией (скажем так: лучше, чем большинство кинговских экранизаций, исключая разве фильмы Дарабонта и старое «Кладбище домашних животных» Мэри Ламберт). Но «Темная половина» осталась в памяти разве что кинговских фанатов, а звание культового режиссера чем-то следовало подкреплять, в том числе и финансово.

Так, судя по всему, и родилась идея истории группы студентов-кинематографистов, которые снимают документальный фильм о разгуле мертвечины в Соединенных Штатах. Причем вначале-то они снимали курсовую работу про ожившую мумию, гоняющуюся за красотками, с явным намеком на древний ужастик с Кристофером Ли; тут-то из кустов и полезли вовсе даже настоящие зомби, похождения которых и начинают фиксировать на камеру.

Ах оставьте, скажет щепетильный зритель, мы уже видели все это в «Монстро», а если на то пошло, то и еще раньше — в «Ведьме из Блэйр».

И будет прав, но Ромеро мало того что не видел «Монстро» Ривза (ну это он так говорит), так еще и подошел к вопросу правильно. В «Монстро» дерганой бытовой камерой всё снимает слегка дебиловатый молодой человек, а здесь работают профессионалы, все смонтировано и озвучено. В общем, субъективность весьма условна — это и с самого начала не задумывалось в неких показательных объемах.

Итак, компания студентов плюс симпатичный сильно пьющий профессор едут через кусок страны домой, к мамам и папам, попутно снимая то, что происходит вокруг. Надо сказать, что с мертвецами Ромеро на сей раз не переборщил: если в «Земле» их были пехотные дивизии, то здесь они появлялись исключительно оправданно. Не обошлось и без социальной сатиры: герои долго ждали материальной и моральной помощи от национальных гвардейцев, но получили ее от банды чернокожих типов самой неприятной наружности.

Да, национальных гвардейцев они тоже встретили — чуть позже, и те, что приятно, обчистили их до нитки.

Путешествие же киношников описывать особенного смысла нет, тем более что ни к чему хорошему они, в общем-то, не приезжают. А вот мертвецов бьют с выдумкой: и больничным дефибриллятором, и стойкой для капельницы, и каким-то особо едким бытовым «фэйри». Однако сценарий написан так грамотно, что понимаешь: так себя настоящие студенты, тем более кинематографисты, тем более американские, и вели бы. Профессор удачно дополняет группу философичными хохмами («утро и зеркало придуманы, чтобы пугать стариков») и мастерской стрельбой из лука, остальные персонажи тоже выполняют вполне конкретные функции, но без картонности.

Хуже всех получился разве что условный главный герой – оператор и режиссер снимаемого фильма Джейсон Крид, который уж больно монотонно и фанатично долдонит спутникам, что «мы будем снимать до конца, это кому-нибудь пригодится», тут же невпопад изрекая, что, мол, «в этом мире жить нам уже незачем». Ну да бог с ним, ибо для Крида Ромеро припас финальную фразу. Укушенный мертвецом, Крид просит подругу: «Пристрели меня». Вроде бы ничего, но по-английски «пристрели» и «сними» звучит одинаково: «Shoot me». Она-то снимает и стреляет, но хороший момент пропал.

Ромеро, говорят, очень расстроился, когда узнал…

А напоследок о том, что мы потеряли. Дубляж убил целую россыпь «приглашенных звезд»: телевизионные и радионовости в фильме озвучивали Стивен Кинг, Гильермо дель Торо, Квентин Тарантино, Уэс Крейвен и Саймон Пегг из «Зомби по имени Шон». Зато самого Ромеро можно увидеть в камео опять же по телевизору в виде высокого полицейского чина, который с трибуны врет согражданам, что все под контролем. Он бодр и крепок и уже задумывается о продолжении, которое будет называться несложно: «Дневники мертвецов: сиквел». Дело мертвых, таким образом, если и не побеждает, то живет вполне припеваючи.