Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Шарики за ролики

Современный танец на «Золотой маске»

«Песни Комитаса», «После вовлеченности» и «То, что я никому не сказал» — названия трех спектаклей современного танца, показанных в рамках фестиваля «Золотая маска».

Современный танец на «Маске» всегда вызывает гамму эмоций. С одной стороны, надеешься на качество — поскольку человеку свойственно надеяться. С другой стороны, ничего особенного не ждешь: известно, что мысль постановщиков который год буксует. Задача перед российским современным танцем стоит неимоверная: надо перескочить через целую эпоху, из классического балета XIX века сразу в XXI. При этом выйти из узкого круга почитателей, привлечь широкую аудиторию. И сделать это так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Но что наш танец может предложить? Он формируется в эпоху глобализма и обуреваем теми же проблемами, что все мировое искусство.

Тут уместно вспомнить американскую писательницу Сьюзен Зонтаг, которая поставила диагноз современным творцам: «разум… кажется, только затем и выходит за свои пределы, чтобы оцепенеть и сдаться перед сложностью собственных посылок».

Проект екатеринбургского театра «Провинциальные танцы» оказался именно таким, что есть констатация факта, а не критика: уральская компания изначально (и вполне справедливо) вызывала особенный интерес. Глава коллектива Татьяна Баганова — многократный лауреат «Золотой маски». Ее постановки окрестили «декоративными сказками». «После вовлеченности» тоже сказка, типичный для Багановой союз нутряного и эстетского, медленный под звуковые опыты мистика Гурджиева и быстрый под группу «Вечерние посиделки анархистов». По умению двигаться «Провинциалы», безусловно, лучшая современная труппа «Маски». Их кинетика варьируется от иронического подражания мещанским кадрилям до обезьяньих прыжков по стенам.

Стены, а также воздушные шары и женские распущенные волосы — три черепахи, на которых держится это мироздание.

Оно называется «как встретился мужчина с женщиной и что вышло». У кого-то, судя по танцу, личная жизнь бурлит, у других — уныло влачится. Есть танцы-зачатия, танцы-беременности и танцы-роды. И вообще, тема необъятная, что удобно для развертывания метафор. Каких именно — домысливают зрители, наблюдая, как Баганова сплетает пластику с инсталляциями — посыпает героев мукой, надувает шары пылесосами… Когда самая большая сфера сникает и на свет вылезает корявый растрепанный ангел, вспоминаешь «гарик» Игоря Губермана — про то, как девушка до свадьбы была «фея и гурия», а после свадьбы — «ведьма и фурия»…

«Песни Комитаса» глядят в иную сторону. Экспертов «Маски» спектакль, без сомнения, пленил программной серьезностью. А что? Эксперты тоже люди. Они устали от потока «чернухи» и холодной концепции, захлестнувших российские подмостки. Захотелось глубины и теплоты. Продукция питерской труппы Натальи Каспаровой посвящена великому армянину Согомону Согомоняну, известному как Комитас. Он был архимандритом, духовным лицом, и одновременно композитором, дирижером, певцом и педагогом, собирал фольклор. Не в силах пережить армянский геноцид 1915 года, Комитас сошел с ума и умер в Париже.

Спектакль по его и народной музыке жаждет передать чувство «корней», которое звучит в игре на дудуке.

Опус чрезвычайно скорбный, с редкими улыбками на лицах одетых в черное танцовщиков. Не зная армянского языка, невозможно понять, о чем поет красивое сопрано: о любви? о родине? о смерти? Для колоритности носят реквизит: блюда с дарами родной земли, горящие на головах исполнителей свечи, хлеб-лаваш, измазанный кровью, и кувшины с водой, из которых женщины поливают голые мужские ноги. Хореография переходит в демонстрацию трудовых крестьянских ритуалов. Наталья Каспарова не может сложить эпизоды в целое и перебарщивает с благоговением, что, по извечному коварству художественной формы, производит эффект, обратный задуманному. Да и танец однообразен: сплошные перекидывания тел со спины на спину и катания по полу. В конце женщины берут мужчин на руки, как младенцев, и кормят их грудью.

Один из российских спектаклей современного танца создан иностранцем, израильско-голландским хореографом Итциком Галили, в пермской труппе Евгения Панфилова.

Казалось бы, как просто.

Берется классическая музыка — Гендель, Моцарт, Вивальди, Сати. На нее ставится бессюжетный 20-минутный балетик. Но за минуты хореограф говорит больше, чем многие его коллеги за часы. Он просто двигает человеческие тела в лучах локального света, на наших глазах вылепливая соразмерность. Танцовщики выходят в движение из позы роденовского «Мыслителя» и, мешая синкопы с арабесками, как бы расталкивают танцем изначальную темноту пространства. Номинантка «Маски» на лучшую женскую роль в балете Мария Тихонова завершает балет задумчивым соло, изображая одинокий голос человека. И, если б не трудности труппы с освоением техник западного «модерн-данса», мы б поверили, что красота и впрямь спасет мир.

Танцевальная программа «Золотой маски» понемногу бредет к финалу.

11 апреля сыграют «Безнадежные игры» — опус «До-театра», базирующегося в Питере и Ахене. Еще одно, последнее сказанье — 14 апреля, когда покажут «Кармен. Этюды» Аллы Сигаловой. Как и продукция «До-театра», это не совсем танец, вернее, танец не для танцовщиков. В «Безнадежных играх» некие грустные бродяги осваивают вещи, забытые на заброшенной железнодорожной станции. В «Кармен» студенты Школы-студии МХАТ демонстрируют навыки в сценическом движении, полученные за годы учебы. «Игры» с помощью черного юмора выявляют призрачное состояние разума, называемое обычно «поиском смысла жизни». Персонажи Сигаловой ничего рационального не ищут, а, наоборот, купаются в океане подсознательных эмоций. Оба проекта хороши тем, что прокладывают нетривиальные пути: и клоунада, и движения драматического артиста могут стать компасом, по которому современный танец, поплутав в заросшем творческом кустарнике, сможет выйти на какую-нибудь магистральную дорогу.

Новости и материалы
Организаторов концертов и выставок обяжут уведомлять о них власти
У тюменского села Абатское предотвращен прорыв дамбы
На Поклонную гору в Москве доставили около 10 единиц трофейной техники из зоны СВО
Исследование показало, что 60 фирм ответственны за половину мирового загрязнения пластиком
Суд наложил арест на активы и счета Иванова
Защита арестованного Иванова настаивает на незаконности расследования
Разведчик сообщил число убитых и раненых на Украине французских наемников
Врач назвала самые вредные перекусы для школьников
Считавшуюся потерянной картину Густава Климта продали на аукционе за €30 млн
Министр обороны ФРГ заявил о больших объемах производства оружия в России
Российские эксперты заявили, что вирусы, обнаруженные в комарах и клещах, не несут рисков
Следствие проверит деятельность экс-жены арестованного Иванова
В МИД РФ назвали цель визита Блинкена в Китай
В посольстве России в США раскритиковали тайную передачу ATACMS Украине
Россияне рассказали, как домашний интерьер влияет на их ментальное здоровье
Захарова объяснила вето РФ на резолюцию США по ядерному оружию в космосе
20-летнему жителю Мордовии дали 15 лет тюрьмы за поджог подстанции
Ювелир заявил, что обручальное кольцо Николая Баскова стоит как московская квартира
Все новости