Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Карманы шире!

Итоги «Кинотавра»

Подвел итоги фестиваль «Кинотавр»: жюри отметило нирвану, степь и антиутопию, а главный приз унес карманник.

Фестиваль «Кинотавр» завершился, к вящему неудовольствию всех. И участников, которым теперь ждать нового шанса еще год. И журналистов, которым придется возвращаться с моря домой. И жителей Сочи, для которых город на неделю превратился в этакий Лос-Анджелес, где каждый божий день живешь бок о бок со знаменитостями, можешь искупнуться рядом с Федором Бондарчуком или столкнуться в магазине с Говорухиным, а по вечерам на площади еще и показывают кино.

Ведущим церемонии назначили главного шоумена страны Федора Бондарчука.

Он, кажется, уже давно ведет большинство премий и фестивалей, свыкся со своей ролью и раз от разу зачитывает список спонсоров все более виртуозно.

Первый приз вручала Гильдия кинокритиков — они выбрали «Дикое поле» Михаила Калатозишвили. Впрочем, эта награда стала для фильма не единственной: история о враче, что приезжает в степной край и находит там странный затерянный мир и счастье в незатейливом аскетичном быте, получила также приз за сценарий и музыку к фильму, написанную Алексеем Айги. Тем временем сценарий наградили посмертно. Петр Луцик и Алексей Саморядов написали его много лет назад и оба погибли: сначала Саморядов сорвался с балкона, а через несколько лет от сердечного приступа скончался Луцик.

Картину про гордых жителей степи сняла и Гука Омарова, но фильму ничего не досталось.

На постерах в названии «Баксы» специально ставится ударение на «ы», чтобы не возникало недомолвок: речь не о деньгах, а о казахских шаманах.

Точнее, об одной единственной шаманке, отказавшейся продавать свою землю бизнесмену, решившему построить в ее владениях бензоколонку. Если забыть о жертвенном ягненке, обливании кровью и рисовании тайных знаков на спине пришедших к знахарке за помощью, реальность вполне узнаваема — памятные 90-е. Казахские братки ездят на крутых тачках, разве что не носят малиновые пиджаки, кидают пальцы и ведут свой незатейливый бизнес теми же способами, что и наши соотечественники лет 15 назад. Только некоторые дружат с шаманами, а некоторые нет.

Лучшим дебютом была признана картина Игоря Волошина «Нирвана». Язык не поворачивается назвать ее фильмом — это завораживающий декадентский видеоарт про альтернативный Петербург, в котором на фоне обычных питерских пейзажей живут подростки, разрисовывающие лица подобно туземцам.

Можно считать все это искаженной наркоманской реальностью — герои сидят на игле, а можно — пестрой параллельной вселенной.

Награда за лучшую женскую роль досталась Ксении Раппопорт за роль в картине Кирилла Серебренникова «Юрьев день», снятой по сценарию Юрия Арабова. Ухоженная дамочка в соболях приезжает с двадцатилетним сыном в провинциальный городок, в котором когда-то выросла. Неожиданно сын пропадает: героиня бешено его ищет, а потом постепенно вливается в эту жизнь, превращаясь из холеной дамы в провинциальную тетку, крашеную в тот же убойный рыжий цвет, что и все жительницы городка, и подрабатывающую уборщицей.

Приз за режиссуру отдали Александру Прошкину за сельскую драму «Живи и помни» о сбежавшем из армии крестьянине. Спецнаграду за удачный коммерческий проект, а также впервые вручаемый приз за операторскую работу получила антиутопия о колонии заключенных «Новая Земля».

А вот дальше начались сюрпризы.

Для начала за главную мужскую роль наградили Джетро Скиннера — смешного иностранца из мелодрамы «Плюс один», научившего русскую женщину радоваться жизни и улыбаться. Таким образом, был проигнорирован и Олег Долин, врач из «Дикого поля», и Петр Логачев, сыгравший в фильме Алексея Учителя «Пленный». Снятый по рассказу Маканина, «Пленный» рассказывает о русском солдате, взявшим в плен чеченского юношу, и между ними возникает нечто вроде дружеской симпатии.

Но самой большой неожиданностью стал главный приз жюри, доставшийся картине «Шультес». Дебют Бакура Бакурадзе — это неторопливая путаная сага о немногословном карманнике, который когда-то попал в автокатастрофу и с тех пор стал воровать, врать и периодически забывать свой адрес. Ко всем грехам он еще берет в подмастерья мальчишку, обучая его работать в команде. Затянутый, выводящий из себя сценами бессмысленного бездействия, он был признан лучшим фильмом фестивальной программы этого года, обойдя отмеченное критиками «Дикое поле». Что, кажется, служит лишним подтверждением словам кинокритика Виктора Матизена, который в самом начале церемонии, вручая награду от гильдии, сказал, что название «Дикое поле» «отражает как состав конкурса, так и состояние нашей страны».

Новости и материалы
Член Политбюро ЦК КПК приедет в Россию на встречу по безопасности
В США заявили, что пока не установили причину возникновения COVID-19
Россия резко увеличила поставки товаров в Африку
Юлия Савичева раскритиковала радикальные изменения во внешности
Водозабор в Оренбурге остановлен из-за отключения электроэнергии
Агент Гурцкая: в «Локомотиве» понимают, что Дзюба будет приносить команде вред
В сети обсуждают съемку жены Диброва в мини-бикини: «Сколько ни красуйся, а под боком дед»
В квартиру журналистки «Фонтанки» пришли с обысками по уголовному делу
Кадони о совместимости Бузовой и Прилучного: «Ольга бы без остановки рыдала»
Бывший участник группы «На-На» о Бари Алибасове: «Настоящий тиран и деспот»
«Она знакомая Захарова»: главред «Фонтанки» объяснил обыски у журналистки издания
Стало известно о негативных последствиях для Байдена из-за удара Израиля по Ирану
Доля засекреченных расходов бюджета РФ стала рекордной с 2005 года
Трое украинских военных переплыли Днепр и сдались в плен
WADA не получило денежный взнос от России
Крупнейшие западные союзники Киева опасаются поражения Украины
«Клубничку хотели, это она»: Соловьев и Зейналова снялись с детьми в студии Первого канала
На Украине запретили «Социал-патриотическую ассамблею славян»
Все новости