Вот и очередной прошлогодний фильм добрался до российских экранов. Иногда складывается впечатление, что их дают прокатчикам в нагрузку к разным «Хэнкокам». Типа, «берете блокбастер – вот вам в придачу три неликвида по сниженным ценам». Впрочем, к «WAZ» это не относится.
Во-первых, это вовсе не фильм ужасов о продукции Тольяттинского автозавода, хотя сия продукция, несомненно, должна быть воспета именно в данном жанре. Потому и в наш прокат он пошел не под оригинальным названием, а как «Камера пыток».
Во-вторых, это чернушный полицейский триллер, которому не хватает для гордого термина «нуар» слишком многих составляющих, но силу замаха не оценить все-таки нельзя. Впрочем, обо всем по порядку.
Итак, перед нами история очередного серийного убийцы.
Обезображенные трупы людей, которых явно пытали при жизни, находят в разных концах города, а связывают их вырезанные на коже буквы WАZ. Еще одно совпадение – все незадачливые покойники имели отношение к местной криминальной группировке. Кстати, фильм можно смело назвать в свете новых веяний расистским, ибо почти все городские негодяи, живые и мертвые, как правило, негры. Чернокожие сотрудники полиции тоже весьма неприятны.
Полиция с шутками и прибаутками типа «если ты пишешь что-то на трупе женщины, ты пишешь это не для нее», берется за дело. Вернее, берутся в основном два детектива: дядька Арго и тетка Весткотт.
Дядьку играет Стеллан Скарсгард – да-да, который муж героини в «Рассекая волны» фон Триера, он же — живой морепродукт Прихлоп Билл Тернер в «Пиратах Карибского моря».
Тетку исполняет Мелисса Джордж, которая еще недавно очень ненатурально кричала и дергалась в кишечнополостном хорроре «Туристас». Здесь она тоже дергается, и тоже ненатурально. Кричит, правда, меньше, зато рассуждает о генетике. Лучше бы кричала.
Вообще присутствие в большинстве полицейских триллеров тетки-детектива оправдано исключительно гендерной политикой.
Но это же не «Фарго», в конце концов, и даже не «Голубая сталь». На протяжении почти всего фильма вышеупомянутые детективы Эрго и Уэсткотт бродят по мрачным улицам, еще более мрачным зданиям и совсем уже жутким подвалам, пытаясь анализировать происходящее и периодически обнаруживая очередной мертвый труп. По ходу дела они понимают, что прочли надпись неверно – посередине не латинская «A», а греческая «дельта». Это сразу наводит на мысли о так называемом уравнении Прайса, иллюстрирующем механику естественного отбора.
Чтобы не раскрывать дальнейшие события (перед нами все же триллер), не станем рассказывать, что убийца – дворник, ограничимся лишь тем, что детектив Эрго его нашел.
Лучше бы он этого не делал…
Довольно завлекательно, не правда ли? Но сравнивать режиссера «Камеры пыток» Тома Шенкленда с Финчером, как поспешили сделать британские критики, явно рановато (кстати, Шенкленд никакой не дебютант, как его часто называют — человек снимает с 1998 года). А вот создателей «Пилы» неплохо бы, как говаривал Даниил Хармс, бросить в яму. Потому что количество неудачных подражаний «Пиле» уже перекрывает ее достоинства. Не избежали этого и создатели «Камеры пыток», хотя кровь и кишки в «пильных» количествах разливать и разбрасывать убоялись. Собственно, наиболее страховидны лишь финальные сцены, когда крупным планом загоняют иглы под ногти, затем разбивают молотком коленную чашечку, а под конец и вовсе кастрируют щипцами (это уже не крупным планом, не пугайтесь).
Тут появляется еще одна несомненная параллель — «Необратимость» Гаспара Ноэ, где человеку в течение пары минут методично разбивают голову огнетушителем до состояния блинчика с мясом. Ноэ вспоминается и во время сцены изнасилования (она играет важную роль в сюжете, но мы же договорились не упоминать дворника-убийцу), однако опять же Шенкленд не дотягивает до экзистенциального ужаса девяти минут анального секса с Моникой Белуччи из «Необратимости».
Вы уже догадались, наверное: «Камера пыток» по сути своей — прилежно собранный пазл.
Да, это так; но собран он из позаимствованных там и сям деталей, поэтому картинка получается странноватая. Да и главный вопрос фильма – а он формулируется как «Сможешь ли ты убить того, кого сильно любишь, чтобы спасти свою собственную жизнь?» — разрешен предшественниками Шенкленда значительно ярче.
Резюме: «нуар» с философским подтекстом не получился, очередная полноценная «Пила» — тоже, и эта попытка пройти по грани Шенкленду все испортила. Тем не менее, смотреть «WAZ» вполне можно, и в первую очередь ради игры Скарсгарда, который изначально серенький образ полицейского Эрго превратил в маленький бриллиантик.