Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Резьба по черному

В прокат выходит «WAZ»

В прокат выходит «WAZ», он же «Камера пыток», — британский «недонуар», претендующий на лавры «Семи», но не дотягивающий даже до последних сиквелов «Пилы».

Вот и очередной прошлогодний фильм добрался до российских экранов. Иногда складывается впечатление, что их дают прокатчикам в нагрузку к разным «Хэнкокам». Типа, «берете блокбастер – вот вам в придачу три неликвида по сниженным ценам». Впрочем, к «WAZ» это не относится.

Во-первых, это вовсе не фильм ужасов о продукции Тольяттинского автозавода, хотя сия продукция, несомненно, должна быть воспета именно в данном жанре. Потому и в наш прокат он пошел не под оригинальным названием, а как «Камера пыток».

Во-вторых, это чернушный полицейский триллер, которому не хватает для гордого термина «нуар» слишком многих составляющих, но силу замаха не оценить все-таки нельзя. Впрочем, обо всем по порядку.

Итак, перед нами история очередного серийного убийцы.

Обезображенные трупы людей, которых явно пытали при жизни, находят в разных концах города, а связывают их вырезанные на коже буквы WАZ. Еще одно совпадение – все незадачливые покойники имели отношение к местной криминальной группировке. Кстати, фильм можно смело назвать в свете новых веяний расистским, ибо почти все городские негодяи, живые и мертвые, как правило, негры. Чернокожие сотрудники полиции тоже весьма неприятны.

Полиция с шутками и прибаутками типа «если ты пишешь что-то на трупе женщины, ты пишешь это не для нее», берется за дело. Вернее, берутся в основном два детектива: дядька Арго и тетка Весткотт.

Дядьку играет Стеллан Скарсгард – да-да, который муж героини в «Рассекая волны» фон Триера, он же — живой морепродукт Прихлоп Билл Тернер в «Пиратах Карибского моря».

Тетку исполняет Мелисса Джордж, которая еще недавно очень ненатурально кричала и дергалась в кишечнополостном хорроре «Туристас». Здесь она тоже дергается, и тоже ненатурально. Кричит, правда, меньше, зато рассуждает о генетике. Лучше бы кричала.

Вообще присутствие в большинстве полицейских триллеров тетки-детектива оправдано исключительно гендерной политикой.

Но это же не «Фарго», в конце концов, и даже не «Голубая сталь». На протяжении почти всего фильма вышеупомянутые детективы Эрго и Уэсткотт бродят по мрачным улицам, еще более мрачным зданиям и совсем уже жутким подвалам, пытаясь анализировать происходящее и периодически обнаруживая очередной мертвый труп. По ходу дела они понимают, что прочли надпись неверно – посередине не латинская «A», а греческая «дельта». Это сразу наводит на мысли о так называемом уравнении Прайса, иллюстрирующем механику естественного отбора.

Чтобы не раскрывать дальнейшие события (перед нами все же триллер), не станем рассказывать, что убийца – дворник, ограничимся лишь тем, что детектив Эрго его нашел.

Лучше бы он этого не делал…

Довольно завлекательно, не правда ли? Но сравнивать режиссера «Камеры пыток» Тома Шенкленда с Финчером, как поспешили сделать британские критики, явно рановато (кстати, Шенкленд никакой не дебютант, как его часто называют — человек снимает с 1998 года). А вот создателей «Пилы» неплохо бы, как говаривал Даниил Хармс, бросить в яму. Потому что количество неудачных подражаний «Пиле» уже перекрывает ее достоинства. Не избежали этого и создатели «Камеры пыток», хотя кровь и кишки в «пильных» количествах разливать и разбрасывать убоялись. Собственно, наиболее страховидны лишь финальные сцены, когда крупным планом загоняют иглы под ногти, затем разбивают молотком коленную чашечку, а под конец и вовсе кастрируют щипцами (это уже не крупным планом, не пугайтесь).

Тут появляется еще одна несомненная параллель — «Необратимость» Гаспара Ноэ, где человеку в течение пары минут методично разбивают голову огнетушителем до состояния блинчика с мясом. Ноэ вспоминается и во время сцены изнасилования (она играет важную роль в сюжете, но мы же договорились не упоминать дворника-убийцу), однако опять же Шенкленд не дотягивает до экзистенциального ужаса девяти минут анального секса с Моникой Белуччи из «Необратимости».

Вы уже догадались, наверное: «Камера пыток» по сути своей — прилежно собранный пазл.

Да, это так; но собран он из позаимствованных там и сям деталей, поэтому картинка получается странноватая. Да и главный вопрос фильма – а он формулируется как «Сможешь ли ты убить того, кого сильно любишь, чтобы спасти свою собственную жизнь?» — разрешен предшественниками Шенкленда значительно ярче.

Резюме: «нуар» с философским подтекстом не получился, очередная полноценная «Пила» — тоже, и эта попытка пройти по грани Шенкленду все испортила. Тем не менее, смотреть «WAZ» вполне можно, и в первую очередь ради игры Скарсгарда, который изначально серенький образ полицейского Эрго превратил в маленький бриллиантик.

Новости и материалы
Песков заявил об участии США в конфликте на Украине
Шесть россиян отравились парами хлора в сауне
«ОПГ парикмахерская»: Крыжовников о реакции россиян на «Слово пацана»
В Латвии сочли, что латышам вредно изучать русский язык
Билли Айлиш рассказала, что любит мастурбировать перед зеркалом
Ирина Дубцова с сыном улетела из России
В Кремле ответили на вопрос о рабочих планах Путина на следующую неделю
Блинкен прибыл в Пекин
ММК ведет переговоры с ФАС по мировому соглашению
В мурманском порту нашли авиабомбу весом 500 кг
Российские фехтовальщики не выступят на Олимпиаде
В Кремле рассказали, как оценивают передачу Киеву дальнобойных ракет
Высшее руководство Польши обсудит размещение ядерного оружия в стране
В России взлетел спрос на ботокс
Взрывы произошли в украинском городе после объявления тревоги
Нидерландская X5 потеряла права на российскую «дочку»
Стало известно, как Байдену удалось согласовать помощь Украине
Россияне не могут найти управу на буйных соседей, устроивших пожар
Все новости