Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

От саксофона до «Ноля»

Выходят «Стиляги» Валерия Тодоровского-младшего

Кино на Новый год: выходят «Стиляги» Валерия Тодоровского-младшего — приглаженный под сугубо развлекательный формат «Старых песен о главном» бунтарский манифест.

По ходу плановой комсомольской охоты на молодых людей, подсевших на сомнительные западные ценности в виде буги-вуги, галстуков с макаками, набриолиненных коков и ботинок на толстой подошве, идеологически выдержанный студент сам становится добычей, влюбившись в шуструю чувиху с остроумным прозвищем Польза. В кратчайшие сроки герой, радикально поменяв внутренние настройки, устраивает себе тотальный апгрейд. На заработанные ночной разгрузкой вагонов деньги справляет в подпольной мастерской оглушительной красоты пиджак, лепит на голове сложносочиненный кок, осваивает саксофон и для аутентичного заокеанского звучания убирает из имени-аббревиатуры Мэлс (означавшей, по задумке родителей, «Маркс — Энгельс — Ленин — Сталин») последнюю букву.

Первоначально картина о первой советской молодежной субкультуре имела более раздумчивое рабочее название «Буги на костях» (в честь самопальных музыкальных пластинок, которые кустарным манером штамповали на использованных рентгеновских пленках), и вообще, как можно предположить, воображению авторов идеи ее реализация рисовалась скромнее.

Однако к моменту выхода в прокат проект, будучи взят под чуткую опеку Константином Эрнстом, как собака у Маршака, успел вымахать до габаритов увесистого новогоднего блокбастера, призванного во время новогодних каникул биться за кассовые показатели с «Обитаемым островом» Федора Бондарчука.

Статус наверняка по-своему приятный, но обязывающий к постерам с голой Акиньшиной и компромиссам не только художественного толка.

Герои «Стиляг» умудряются жить в тоталитарном советском обществе не по идеологическим, так сказать, средствам, катая по центру Москвы в алом кабриолете выкрашенного под цвет авто бульдога и игнорируя предостережения по обыкновению желающих простодушным чадам добра родителей: «В стране, где нельзя чихнуть, чтобы не попасть под Уголовный кодекс, ты танцуешь». Подчистив Сталина в имени, герой отделывается тем, что кладет на стол комсомольский билет. Меж тем, времена не вполне травоядные: на дворе 1955-й, и вождь мертв, но пока в мавзолее, а его развенчание на государственном и бытовом уровне станет конъюнктурой лишь годом позже, после XX съезда.

Сюжетно «Стиляги» наиболее близки фильмам Тодоровского-старшего вроде драмы «Какая чудная игра».

С той существенной разницей, что у отца герои, позволив себе безоглядную резвость, кончали стенкой, а у сына выходят на свет. В финале мы наблюдаем метафорическую сцену марша по современной Тверской, где к Мэлу и Пользе, как к неформальным первопроходцам, присоединяется благодарное идеологическое потомство в лице хиппи, панков и рэперов. Скинов, правда, на праздник жизни не допустили, да и омоновцев, являющихся непременной активной составляющей любой современной фрондерской акции в центре Москвы, не видно, и из этого благолепия можно сделать вывод, что контркультуре удалось зажить в удивительной любви с властью, в обычной жизни распространяющей свою моногамию только на «Наших».

Впрочем, Тодоровский сознательно дает понять, что обращаться за исторической достоверностью к «Стилягам» стоит в последнюю очередь — в частности, саундтрек укомплектован главными боевиками русского рока, созданными 30 годами позже в не менее живописную эпоху перестройки.

Тексты существенно переписаны Ольгой Ципенюк, а новые аранжировки сделаны Константином Меладзе.

Его безусловные продюсерские таланты позволяют «Восьмикласснице» и «Моей маленькой бейби» звучать дорого, вылизано и вкусно — то есть так, как канонический рок 80-х, менее всего заботившийся о мелодизме, никогда не звучал при жизни.

Такой ход был успешно опробован как Базом Лурманом в «Мулен Руж» (откуда режиссер с русской национальной лихостью берет полюбившиеся сцены целиком, вплоть до раскадровки и освещения), так и в «Старых песнях о главном», в свою очередь, не обошедшихся без продюсерского участия Константина Эрнста, где артистам предлагалось исполнять не характерные для них стилистически чужие номера. Как и в свое время Людмила Гурченко с «Хочешь» Земфиры, непрофессионал Сергей Гармаш превосходно справляется с «Человеком и кошкой» группы «Ноль», заменяя присущее вокальной манере Федора Чистякова отчаяние задушевной лихостью а-ля Сукачев, а Олег Янковский не поет, зато танцует и тоже вполне зажигательно. Заслуги хореографов и педагогов вокала в «Стилягах» (наиболее эффектный и запоминающийся, возможно, потому, что самый мрачный, номер — «Скованные одной цепью») куда очевиднее, чем достоинства сценария Юрия Короткова.

И потому картина являет собой набор ярких клипов, связанных необязательной сюжетной линией и дистиллированным псевдобунтарским духом.

Сильно украшает ленту хороший актер Антон Шагин (играет главную роль и здесь, и в «Тисках»), в лучшие моменты напоминающий молодого Петра Мамонова из другого фильма про саксофониста-нонконформиста «Такси-блюз», более удачного и честного.

Новости и материалы
Российские полицейские накрыли канал нелегальной миграции в Омске
В ДНР считают, что дальнобойные ATACMS не помогут ВСУ
Украинцы призывного возраста больше не смогут получить загранпаспорта за пределами Украины
Директор Медиалиги Кортава рассказал, благодаря кому вылечился от рака
Россияне распробовали смартфоны Oppo
В МИД РФ прокомментировали передачу США Украине ракет ATACMS
Губернатор Курской области рассказал об атаках со стороны ВСУ
В Подмосковье на лавочке нашли плачущего грудного ребенка
Подносова прокомментировала грядущие изменения в судебной системе
«Они дотягивают до самых вершин»: Тарасова выбрала лучшую российскую пару фигуристов
В Госдуме заявили о засилье мигрантов в Мариуполе
Названы города России с самым быстрым интернетом
Российская пенсионерка отдала целительницам на улице 770 тыс. рублей
Стало известно, что решит судьбу матча ЦСКА — «Спартак»
Венгрия поддержала мирный план Китая по урегулированию ситуации на Украине
Несовершеннолетнего пранкера в Дагестане будут судить за призыв к терроризму
Байден поручил выделить $145 млн Украине по линии Госдепа
Экс-тренер ЦСКА заявил, что ему стыдно смотреть на игроков «Спартака»
Все новости