Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Родины много не бывает

Выставка «Символы эпохи. Наша история. 1920—1991»

На «Винзаводе» открыта выставка «Символы эпохи. Наша история. 1920—1991» из фотоархивов агентства ИТАР-ТАСС. «Наша с тобой биография» законспектирована здесь в лучших традициях советской пропаганды — надо полагать, не по умыслу, а из-за нехватки воображения.

То обстоятельство, что старейшее в России информационное агентство решило наконец предъявить широкой публике свои фотографические залежи, никаких других эмоций, кроме позитивных, вызывать вроде бы не должно. Надо только сразу оговориться, что речь не идет о некоем «спецхране», из чьих недр на ошарашенного зрителя хлынет поток прежде засекреченной визуальной информации. Если какая-то потаенная кладовая в тассовском архиве и существует, то ее дверь по-прежнему под замком. Поделиться же с согражданами предполагается обычной фотохроникой, которую до сего дня не то чтобы скрывали, а просто руки не доходили до показов.

Сей выставочный проект, реализуемый совместными усилиями информагентства и «Винзавода», носит название «Хроники ХХ века в фотографиях» и должен растянуться до конца года.

За это время сменятся четыре экспозиции, первой из которых и являются нынешние «Символы эпохи». Здесь пора признаться, что премьерное шоу вызвало у автора этих строк определенные сомнения насчет того, что проект в целом выйдет удачным. Хотелось бы верить, конечно, что три последующие выставки опровергнут пессимистический прогноз. При тех баснословных архивах, какими владеет ИТАР-ТАСС, сочинить толковые сценарии и найти по-настоящему редкие и выразительные снимки все-таки кажется возможным. Но пока что устроители двинулись по самому безнадежному из путей, приняв для себя к практическому руководству школьный учебник по истории СССР.

Попробую объяснить, в чем видится кураторский промах (если это промах, конечно, а не намеренная установка).

Архив «официального рупора» советского режима — это ведь не скопление случайно откуда-то взявшихся снимков разных лет. Речь о канонах пропаганды, о заказных репортажах, о выражении «политики партии» средствами фотографии. К внешней цензуре прибавлялась самоцензура. Ни один из репортеров ТАСС (а большинство из них были суперпрофессионалами — назвать хотя бы Евгения Халдея, Макса Альперта, Эммануила Евзерихина, Наума Грановского, Валерия Генде-Рота) не предложил бы родимой редакции кадров с сомнительными аллюзиями.

Исходя из этого и стоило, наверное, выводить кураторскую концепцию.

Состыковать между собой (желательно порезче) разные пропагандистские клише, увидеть самим и показать зрителю, из чего именно формировался «образ Родины».

И вовсе не обязательно при этом впадать в иронизм и тотальное обличение, достаточно лишь грамотно расставить акценты, чтобы публика сама начала включать голову. Однако ничего подобного в данном случае не возникает. Устроители сочли, что если в предмете «Символы эпохи», то нужно брать хрестоматийные кадры, ту самую эпоху олицетворяющие, и просто гнать эту тенденцию прямиком по исторической линейке, от десятилетия к десятилетию.

Идеологический отдел ЦК КПСС был бы доволен.

Как эти ребята трактовали в свое время «советскую действительность», так она сейчас и представлена — практически без искажений. А все из-за того, что кураторы не озаботились собственным отношением к теме. Хотелось бы думать, что дело именно в этом...

Итак, широка страна моя родная. Вождь мирового пролетариата выступает на открытии памятника Марксу и Энгельсу. Классический и явно постановочный снимок Аркадия Шайхета предъявляет шатурского крестьянина, дивящегося на «лампочку Ильича». С невероятным воодушевлением наши люди строят Днепрогэс и Магнитку, пускают в строй линию Турксиба и прокапывают Ферганский канал. Опережающими темпами ликвидируется неграмотность. На башнях Кремля вместо двуглавых орлов водружаются рубиновые звезды. Трактористка Паша Ангелина прокладывает в поле весеннюю борозду, полярные летчики эвакуируют со льдины героев-папанинцев. Товарищ Сталин раскуривает свою легендарную трубку.

«Входят строем пионеры — кто с моделью из фанеры, кто с написанным вручную содержательным доносом...» Извините, это уже из другого дискурса.

Честно говоря, нет никакого желания переводить разговор в плоскость «были достижения — не было достижений». Пусть каждый остается при собственном мнении. В случае с выставкой существеннее то, что она никак не пользуется исторической дистанцией, отделяющей нас от той эпохи, чтобы взглянуть на нее чуть более аналитически. Здесь все читается только в той кодировке, какая и была некогда предписана. Между тем постижение прошлого состоит ведь не в том, чтобы слепо доверять былым агитационным проектам, хотя бы даже полезным и плодотворным... Всегда есть нюансы. Похоже, устроителям «Символов эпохи» они были заведомо не интересны.

И дальше тут все катится по прежней, давно накатанной колее.

Знаменитый «Политрук» (почему-то переименованный в «Комбата») зовет однополчан в атаку. Добровольцы дежурят на московских крышах в ожидании зажигательных бомб. Попадает в плен фельдмаршал Паулюс. Ясное дело, парад Победы на Красной площади. Послевоенная жизнь налаживается. Торжественно открывается новое здание МГУ на Ленинских горах, покорители целинных и залежных земель поют на вокзале под гармошку. Джина Лоллобриджида целует в щеку первого космонавта, Хрущев ласкает рукой пшеничные колосья, Брежнев охотится с товарищем Тито в украинских лесах, Горбачев обменивается рукопожатием с Рейганом, Ельцин на танке зовет к свободе...

Наверняка вы уже уловили общую схему, подробности можно не перечислять.

Загвоздка не в том, плохие тут снимки или хорошие (в основном хорошие), а в том, что не предложено иной путеводной нити, кроме «краткого курса» истории страны. Хрестоматийные кадры примелькались и «обветшали, как платье». Им следовало бы давать новую жизнь, вводя в неожиданный и прочувствованный контекст, вместо того чтобы превращать их в коллекцию омертвевших банальностей. Повальная любовь населения к фотографии еще не означает, что допустимо столь бесславно юзать архивы уважаемого информагентства.

Новости и материалы
На Украине заявили, что делают все возможное, чтобы предотвратить возвращение россиян
Суд в Коми заочно арестовал российских оппозиционеров
В Мелитополе отказались от проведения Парада Победы в этом году
Минобороны США объявило о новом пакете военной помощи Украине
Байден пообещал, что США «не склонятся» перед Россией
Воспитательница подмосковного детсада избила ребенка на прогулке
Ученые создали вакцину против опасных для жизни супербактерий
Эксперты оценили рекомендованную Илоном Маском операцию против боли в спине
«Динамо» приблизилось к «Краснодару» после победы в матче РПЛ
Семья из Канады получила тело россиянина вместо погибшего на Кубе родственника
Лукашенко оценил новый военный транш США для Украины
Рупиям нашли применение
Российским школьникам показали в надувном планетарии вместо космоса фильмы ужасов
Павел Дуров анонсировал отключение Telegram-каналов для украинских пользователей
Байден подписал закон о помощи Украине
Сын Цзю провел девятый бой без поражений и защитил титул чемпиона
Лукашенко отреагировал на слова о том, что он стал главой ВНС, чтобы оставаться во власти
Мужчина напал на знакомого и нанес ему множество ударов ножом в Москве
Все новости