Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

С кинопродавцами только разговаривают

В Канне не продано ни одного фильма

Кинорынок, который сопровождает Каннский фестиваль, замер в ожидании шедевров, сотворив сенсацию: до сих пор не продан ни один фильм из участвующих в различных программах фестиваля.

Важную часть Каннского кинофестиваля, помимо конкурсов, премьер новых фильмов и шумных вечеринок со звездами, интриг и скандалов, составляет рынок кино, на котором профессионалы проката могут приобрести новинки.

К удивлению экспертов, после того как кинофестиваль прошел через экватор, обнаружилось, что не было продано ни одного фильма из тех, которые участвуют в какой-либо программе фестиваля.

Впрочем, надежда остается. Во-первых, впереди еще много показов. Во-вторых, две картины из первой половины скорее всего обретут новых хозяев буквально вот-вот. Это «Еще один год» Майкла Ли, на который претендуют несколько прокатчиков, и «Красата» Алехандро Инарриту. Фильм Майкла Ли, судя по всему, достанется компании Sony Pictures Classics, которая является несомненным фаворитов в этой гонке, а на повесть Инарриту положили глаз братья Вайнштейн.

То, что сделки будут заключаться ближе к концу и их будет меньше, чем обычно, многие знатоки кинорынка предсказывали еще до фестиваля.

Всё дело в том, что, несмотря на присутствие таких звезд, как режиссер Оливер Стоун или актер Рассел Кроу, не они и не их картины продаются на фестивале. Фильмы с фестивального кинорынка, как правило, бывают двух типов. В картинах первого типа, своеобразной вершины независимого кино, снимаются звезды, а их стоимость составляет $10–15 млн. Второй тип – это картины с бюджетом до $500 тысяч. Впрочем, независимо от типа, эти кинофильмы по большей части выходят на DVD или показываются на телевидении.

При этом общая обстановка, предшествовавшая финансовому кризису, привела к тому, что покупать фильмы пришли люди с шальными деньгами, которым удалось поднять цены до небес – и не только для дистрибуторов, но и для производителей, которые стали больше вкладывать в производство. Падать пришлось с большой высоты.

За 2008 и 2009 годы стоимость покупки прав на фильмы упала на 30–40%, а некоторые выгодные покупатели прошлых лет вообще перестали заниматься кино и ушли с рынка.

Были определенные надежды, подкрепленные цифрами мирового бокс-офиса, что мрачные прогнозы не оправдаются. Например, продажи билетов США в 2009 году увеличились на 9% и составили $10,6 млрд, а в Европе прирост был на 6% при общих сборах в $8,7 млрд. Правда никаких особых взлетов в продаже DVD и других носителей для домашнего просмотра, а также в доходах телевидения не было – и именно это как раз влияет на независимое кино. «Есть люди, которые чувствуют приближение хороших времен для рынка, но даже они осторожны – очень, очень осторожны», — сказал Майкл Баркер, один из руководителей Sony Pictures Classics. Представитель американского Альянса независимого кино и телевидения (IFTA) для описания перспектив использовал термин «умеренный оптимизм». Этот оптимизм основан на предположении, что в следующем — 2011 — году настанут «хорошие времена», а нынешний год является как бы переходным, когда деньги на кино у людей уже появились, но бездумно тратить их они не спешат.

Как ни странно, но на каннском кинорынке есть определенные надежды на русских, у которых «много нефти» и, соответственно, денег.

Косвенно это подтвердил Сергей Ершов, основатель киноторговой компании « Вольга», сказав, что «растущий аппетит к фильмам подогревается спекулятивным рынком, который может и перегреться». Также он считает, что величина бокс-офиса никак не поддерживает стоимость прав на фильмы.

Здесь уместно удивиться, зачем «богатые» русские приехали продавать свои фильмы на каннском кинорынке? Причем эти фильмы фактически сливки российского кино. В дополнение к очень дорогому «Предстоянию» Никиты Михалкова, который участвует в основном конкурсе, выставлен на продажу не менее дорогой «Обитаемый остров» Федора Бондарчука. Кроме того, в рамках Каннского фестиваля этого года действует российский павильон, готовый познакомить всех желающих с нашим кино.

К сожалению, от этих новостей остается двоякое впечатление.

С одной стороны, хорошо, что российские режиссеры всё-таки выводят свои картины на международный рынок, с другой стороны, за их спиной в России остался невыразительный бокс-офис и многомиллионные убытки. Провал в российском прокате стал правилом, а не исключением, и лишь очень немногие картины оказываются способны не только вернуть бюджет, но и принести прибыль.

Возможно, иностранцы не так уж и неправы, когда упоминают о «шальных нефтяных деньгах». У них-то как раз заботы противоположного характера: они считают, что кино должно окупаться. В Лос-Анджелесе регулярно проходит международный форум по финансированию кино. В 2008 году он едва не сорвался из-за низкой явки. В этом году кворум собрался, но главной темой неожиданно стала проблема минимизации рисков при производстве фильмов. Сейчас этот прием активно применяется в Канне – все осторожничают и стараются поставить на фаворитов: прокатывать фильм, получивший «Золотую пальмовую ветвь», значительно проще, чем аутсайдеров.

Реклама ... Рекламодатель: TECNO mobile Limited
Erid: 2RanynFDyWp