Новости
Сделать Газету.Ru своим источником в Яндекс.Новостях?
Нет, не хочу
Да, давайте

Люк Бессон и все-все-все…

Анонс ММКФ

Открывается 32-й ММКФ: говорит и показывает Уве Болл, конкурсные программы пугают неизвестностью, «Брестская крепость» — иди и смотри, «Жанна д'Арк» 11 лет спустя, Годар о социализме и не только, «Ад» восстановленный.

Шутки кончились вчера, когда стало известно о приезде на Московский международный кинофестиваль грандмастера трэша, великого и ужасного Уве Болла. Ближайшие пару дней (до запланированной на субботу пресс-конференции, во всяком случае) внимание будет приковано к немецкому маэстро, который представит на фестивале боксерский байопик «Макс Шмелинг».

Саму новость мы, пожалуй, оставим без комментариев и попытаемся разобраться в том, на что смотреть на 32-м ММКФ помимо этого внезапного сюрприза.

В обеих конкурсных программах по сравнению с прошлым годом самоустранился курс на поиски духовности, осталось только выяснить, заменили ли ее на кино. Действовать тут придется методом проб и ошибок, поскольку ни одно имя из длинного списка производителей соревнующихся картин не вызывает в сознании ровным счетом ничего. Ну хорошо, некоторые вызывают (Эмманюэль Беар в фильме «Это начинается с конца», например), но все равно ничего не решают.

Россия демократично представлена в конкурсе всего одним фильмом — драмой «Воробей» про маленького мальчика, вставшего на защиту деревенского табуна лошадей.

Тем же из посетителей фестиваля, кто не желает проверять на себе вкус отборщиков основных программ, предлагается ворох внеконкурсных программ и ретроспектив. Традиционно громкие «Гала-премьеры» в этом году не поражают воображения: мультфильм «Гадкий я», сравнительно давний китайский блокбастер «Телохранители и убийцы» да отечественная «Брестская крепость» для тех, кто хочет посмотреть, какое кино о войне у нас делают помимо того, которое снимает президент ММКФ. Для сравнения в один из дней покажут гениальный «Иди и смотри» Элема Климова. Ну и плюс множество масштабных военных киношедевров разных стран в спецпрограмме «Война!».

Если попытаться сориентироваться в прочих программах и попытаться выделить какой-то, простите, тренд, то нынешний фестиваль, кажется, специально выстроен вокруг председателя жюри Люка Бессона.

Помимо положенной ретроспективы его собственных фильмов (уникальная возможность посмотреть «Жанну д'Арк» на большом экране — за 11 лет она, кажется, только похорошела), покажут 8 картин классика криминальной «новой волны» Клода Шаброля, которые не увидеть уже даже по центральному телевидению. Фактически отдельную программу получил и Жан-Люк Годар, имя которого объединяет три из четырех картин программы «Новая волна» навсегда». И если с «Безумным Пьеро» и новым «Фильмом социализмом» все понятно, то документальные «Двое на волне» рассказывают историю отношений Годара и Трюффо — сюжет, достойный художественного воплощения. Четвертым фильмом программы станут «Дикие травы» Алена Рене, в которой 88-летний режиссер запросто уделывает своего 72-летнего коллегу Клода Лелуша (фильм которого фестиваль открывает) на его же сентиментальном поле.

История любви двух пенсионеров, которая, как сорняк (второй перевод названия фильма), прорастает сквозь их жизни, снята с такой лёгкостью, которой стоит поучиться не только Лелушу, но и прочим любителям мелодраматического жанра.

Нельзя не отметить и две азиатские программы. «Азиатский экстрим» в этом году донельзя хорош: «Лицо», первый фильм Цай Минляня, снятый в Европе с тамошними актерами, нашумевшая в Канне корейская «Поэзия» Ли Чандона и многое — Таиланд, Филиппины, Вьетнам… «Китайское кино. Фрагменты истории» киноманам стоит глянуть хотя бы ради китайских фильмов 30—50-х годов, которые просто нигде не найти — даже в пиратской Мекке, на азиатских торрентах, их считанные единицы. Без современности, впрочем, не обойдется, но если «Окрашенная кожа» — просто добротный, но довольно проходной боевик, то «Мобильник» Фэн Сяогана безусловно стоит внимания. Хотя бы потому, что его премьера стала не только культурным, но и социальным явлением.

Фэн Сяоган — это такой китайский Рязанов, снимающий добрые лирические комедии, практически неизвестный за рубежом, но мегапопулярный внутри страны: к его рекордам кассовых сборов в КНР и близко не стоит ни один китайский или зарубежный режиссер, кроме разве что Джеймса Кэмерона.

«Сотовый телефон» 2003 года не стал исключением: история о неверном муже, «запалившемся» из-за распечатки звонков с мобильника, порвала бокс-офис и была столь популярна в материковом Китае, что руководству крупнейшего сотового оператора страны пришлось дважды собирать специальную пресс-конференцию и успокаивать взволнованную общественность, доказывая, что ситуация, показанная в фильме, в реальности невозможна.

Из неретроспективных показов точно стоит отметить каннскую картину «О людях и богах» про духовное противостояние монахов и террористов в одном из магрибских христианских монастырей, а также «Ад Анри-Жоржа Клузо» — новейшую реконструкцию знаменитого незаконченного шедевра «французского Хичкока», который мог стать прорывом в киноязыке. Может быть, после этих 94 минут станет понятнее, что надо сделать, чтобы такой прорыв состоялся.