Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Венеция как Большой Брат

Дневник Венецианского кинофестиваля

Дневник Венецианского кинофестиваля: вали всех в кучу — зритель узнает своих; трое в ответе за Россию плюс гуру; список ожиданий и выдернутые «Овсянки».

Сегодня начинается 67-й Венецианский кинофестиваль. Впрочем, так его называют только посторонние. Те, кто хоть раз побывал на этом мероприятии, приучаются называть его «Мостра». То есть «выставка». Неудивительно: ведь Венецианский фестиваль – составная часть бьеннале. Недаром и кинорынка здесь, в отличие от Канн и Берлина, нет. Торговый люд Венеция не зазывает: для коммерсантов в те же дни на другом конце Земли проводится Торонтский фестиваль, где все показы являются развлекательным приложением к грандиозной ярмарке кино. А Венеция больше заботится об искусстве, чем о бизнесе.

Благородная позиция. Недаром Мостра – старейший из кинофестивалей.

И пусть ее считают «второй после Канн», или даже «последним смотром года»: на самом деле это первый кинофорум сезона, стартующего в сентябре. Фестиваль-патриарх, Большой Брат. По-прежнему здесь американцы презентуют те фильмы, которые потом будут выдвигать на «Оскар». По-прежнему сюда косяками едут звезды – с куда большей охотой, чем в Канны: в Венеции и пляжи шире, и море теплее, и город не в пример красивее. Слово «папарацци», как известно, тоже итальянского происхождения.

И по-прежнему Венеция ищет нетривиальные пути.

По части экспериментаторского куража Мостре нет равных. Многолетний директор фестиваля, всемирно известный синефил и культуртрегер Марко Мюллер решил подтвердить этот общеизвестный факт и придумал нечто неслыханное. Вторую по значимости программу «Горизонты» он расширил донельзя, сняв для ее участников ограничения по хронометражу. Что это значит? За один набор призов будут сражаться фильмы длиной от двух минут до пяти-шести часов. Отменено гетто для короткометражек — всех свалили в одну кучу на общих правах! Жанровые и новаторские формы, эпизодические зарисовки и мощные эпопеи, мультики и серьезные документальные работы, видеоарт, наконец.

Трое видных его представителей — Виктор Алимпиев и Галина Мызникова с Сергеем Проворовым — ответят в венецианских «Горизонтах» за Россию.

К ним добавится Рустам Хамдамов – не режиссер, а гуру: в его короткометражных «Бриллиантах» сыграли Рената Литвинова и Диана Вишнева.

Между прочим, наравне с нашими будут выступать люди очень знаменитые, например мексиканец Гильермо Арриага (сценарист «Суки-любви» и режиссер «Пылающей равнины») или португалец Мануэль де Оливейра (старейший режиссер в мире, продолжающий в 101 год снимать по несколько фильмов в год).

Перечислять именитых участников конкурса – только утомлять читателя. Во-первых, их список он сам легко найдет на веб-сайте фестиваля; во-вторых, о самых выдающихся из них «Газета.Ru» будет писать весьма подробно в ближайшие десять дней.

Назову лишь несколько своих личных ожиданий (которые могут не оправдаться).

Интереснейший вьетнамский режиссер Тран Ан Хунг экранизировал самый популярный роман Харуки Мураками «Норвежский лес». Автор «Беги, Лола, беги» Том Тыквер снял первый за десятилетие немецкоязычный фильм под названием «Любовь втроем». Абделлатиф Кешиш – выходец из Туниса, гордость французского кино (дважды получал «Сезар» за лучший фильм года, дважды награждался в Венеции) покажет «Черную Венеру», трехчасовую драму о тяжкой участи негритянки Саари Баартман, которую в XIX веке в Европе выставляли в цирке. Даррен Аронофски, которого в Венеции освистывали за «Фонтан» и награждали «Золотым львом» за «Рестлера», привезет триллер «Черный лебедь» о соперничестве двух балерин, а София Коппола попробует реабилитироваться в глазах зрителей после провала пустоватой костюмной комедии «Мария-Антуанетта»: ее новая драма называется «Где-то».

Не последнее место в этой компании займет россиянин Алексей Федорченко.

Его «Овсянки» настолько понравились венецианским отборщикам, что те потребовали в срочном порядке исключить фильм из конкурса «Кинотавра», что и было сделано. Несколько лет назад екатеринбуржец Федорченко получал в Венеции приз за лучший документальный фильм (фокус в том, что награждены были «Первые на Луне» — чистая фантасмагория, плод вымысла автора, замаскированный под хронику). «Овсянки» — его дебют в конкурсе Мостры. Лирическая, не без провокационности, драма – экранизация одноименной повести молодого казанского литератора и фольклориста Дениса Осокина, сюжет которой основан на придуманных ритуалах несуществующих этносов. Одну из главных ролей исполнил Юрий Цурило («Хрусталев, машину!»), снимал фильм оператор Михаил Кричман – любимец Венеции после триумфального награждения «Возвращения» Андрея Звягинцева.

Вдобавок вне конкурса сумрачный гений чешского сюрреализма, аниматор-авангардист Ян Шванкмайер представит плод пятилетней работы – психоаналитическую комедию «Пережить свою жизнь», а Роберт Родригес проведет мировую премьеру хулиганского неполиткорректного боевика «Мачете».

В общем, будет чем поживиться.

Причем не только критикам и зрителям (в отличие от Канн, Венеция – фестиваль для публики: здесь на все сеансы можно купить билеты), но и жюри, во главе которого заседает самый знаменитый киноман мира Квентин Тарантино. Надо думать, фильм Родригеса, как и несколько азиатских боевиков в конкурсе – личный подарок ему от лица Марко Мюллера.

Реклама ... Рекламодатель: TECNO mobile Limited
Erid: 2RanynFDyWp