Российская оскаровская комиссия, которую возглавляет Владимир Меньшов и в которой работают Андрей Кончаловский, Никита Михалков, Владимир Наумов, Глеб Панфилов, Кирилл Разлогов и Карен Шахназаров, посчитала, что именно лента Учителя достойна войти в короткий список премии Американской киноакадемии (объявляется в январе следующего года) и способна бороться за главный приз.
Актерский состав картины довольно представительный: главные роли исполняют Владимир Машков, Сергей Гармаш, Александр Баширов.
Действие фильма разворачивается вскоре после войны, летом 1945 года, в поселке, который именуется Край. Именно туда с войны приезжает бывший танкист Игнат, которому предстоит встретить любовь, столкнуться с непониманием и агрессией окружающих его людей, восстановить старый немецкий паровоз по имени «Густав» и вывести его с острова по временному мосту. А также справиться с представителями тогдашнего КГБ, пытающимися арестовать хозяйку «Густава», немку Эльзу.
Алексей Учитель сам продюсировал «Край», но затем к финансированию подключился Константин Эрнст.
Съемки фильма проходили под Санкт-Петербургом, а ради одного из эпизодов приходилось перекрывать железную дорогу Петербург — Псков. По неподтвержденным данным, съемки фильма обошлись в $11 млн.
Впрочем, в России еще никто, кроме съемочной группы и членов комиссии, «Края» в глаза не видел.
Фильм Алексея Учителя едва ли не самый неизвестный из отправившихся представлять нашу страну на «Оскаре». Лишь вчера состоялась мировая премьера картины на кинофестивале в Торонто, в широкий российский прокат она выйдет 23 сентября, и лишь немногие счастливчики смогут побывать на российской премьере, запланированной на 16 сентября. Однако в регламент выдвижения на иностранный «Оскар» фильм сумел уложиться. Отбор проводился из всех картин, выпущенных на экраны России с 1 октября 2009-го по 30 сентября 2010 года; фактически «Край» с трудом набирает необходимые для номинанта семь дней проката.
Примерно такая же ситуация сложилась в 2002 году, когда вместо ожидаемого многими кинематографистами выдвижения картины «Кукушка» Александра Рогожкина претендентом от России был выдвинут «Дом дураков» Андрея Кончаловского, который уже после номинирования был выпущен в ограниченный прокат в Петербурге.
Один из членов российской комиссии, киновед Кирилл Разлогов высоко оценивает шансы «Края» в США: «Работа достойная, крупная, постановочная, профессиональная. Из тех работ, которые рассматривались, она имеет значительные шансы быть понятной также и американской аудитории, а не только нашей. Решение было почти единогласным», — сказал он в недавнем интервью. Действительно, судя по пространному ролику ленты, все привычные американцам атрибуты России — голые девки в бане, брутальные мужики в ушанках, медведи живьем и шкуркой и молочного цвета самогон — в фильме Учителя присутствуют.
Кроме «Края», в коротком списке российских претендентов на «Оскар» были «Одна война» Веры Глаголевой, «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского, «Царь» Павла Лунгина и еще несколько картин. Никита Михалков предложил убрать из числа претендентов свой фильм «Утомленные солнцем-2: Предстояние», обосновав это тем, что «Предстояние» лишь первая часть дилогии и не может считаться цельным произведением». Напомним, что это не помешало картине принять участие в основном конкурсе Каннского кинофестиваля 2010 года; никаких призов «Предстоянию» в Канне не досталось.
При этом именно фильмы Никиты Михалкова за последние 20 лет трижды входили в короткий список претендентов на «Оскар» за лучший иностранный фильм:
«Урга: Территория любви» в 1992 году, «Утомленные солнцем» в 1994-м (за него Михалков и получил заветную статуэтку) и «12» в 2007-м. Судя по всему, скоро к этому списку добавится и четвертая попытка: мало кто сомневается, что в следующем году бороться за золотую статуэтку поедет кинодилогия Никиты Сергеевича.
Разумеется, не Михалковым единым — в 1990-е в короткий список попадали «Кавказский пленник» Сергея Бодрова-старшего и «Вор» Павла Чухрая. В нулевые, правда, до короткого списка, кроме Михалкова, не добирался никто; но и никаких особых скандалов, за исключением невыдвижения «Кукушки», не случалось. До «Оскара» пытались дотянуться и «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова, и «Возвращение» Андрея Звягинцева, и «9 рота» Федора Бондарчука, и «Палата номер 6» Карена Шахназарова — вполне достойные претенденты на престижную награду, уступившие лентам других стран.