Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Абзац» афедрону

Премия «Абзац» наградила лауреата «Русского Букера» Елену Колядину

Премию за сомнительные литературные достижения «Полный абзац-2010» получила Елена Колядина за роман «Цветочный крест»: три месяца назад эта книга выиграла старейшую в России премию «Русский Букер» и была практически уничтожена критикой.

Антипремия «Абзац» поставила жирную точку в истории прошлого литературного года: главный приз «Полный абзац» жюри присудило роману Елены Колядиной «Цветочной крест», который в декабре прошлого года стал лауреатом старейшей российской премии «Русский Букер».

«Мы выбираем не просто плохие книжки, а те, которые при этом стали заметны. Таковой является книга Колядиной», — сказал на церемонии Александр Набоков, главный редактор учредителя премии, газеты «Книжное обозрение».

Собственно, выбора у жюри толком и не было. В очень коротком списке номинантов реальную конкуренцию Колядиной мог составить, пожалуй, только Олег Кашин, написавший «Роисся Вперде», но, видимо, организаторы справедливо рассудили, что привнесенных обстоятельств в данном случае больше, чем чисто литературных недостатков. Третьим претендентом были «Холодные и теплые предметы» Ирины Кисельгоф, но циничная современница безоговорочно проиграла грубой стилизации под старину. Напомним, что «Цветочный крест» рассказывает историю девушки из XVII века, которую за красоту сожгли на костре, а в тексте обильно употреблены словоформы того времени, призванные заменить нецензурную брань. Символом книги стало слово «афедрон», а она сама подверглась разгрому со стороны литературной общественности. Критик Андрей Немзер даже написал, что «такого дурного (пошлого, антикультурного) решения в букеровской истории не было». «И уже не будет. Дно достигнуто», — констатировал он.
<2>
На судьбу книги критический разгром, правда, никак не повлиял. В конце года роман, первоначально вышедший только в «толстом» вологодском журнале, был напечатан издательством АСТ.

Предварительно его немного «причесали», убрав самые одиозные ошибки, так что организаторам «Абзаца» пришлось номинировать на премию первоначальный вариант.

«На «Абзац» был представлен именно букеровский текст, опубликованный в журнале, а не тот, что вышел позже в издательстве и который немного «причесали». Журнальный вариант очень несвязный, у автора, например, девушка пьет «хмельную сулему», современным языком — хлорную ртуть. Книга получилась довольно плохой стилизацией под XXVII век», — рассказал Набоков.

Вчера также стало известно, что премия «Русский Букер» из-за финансовых проблем вынуждена отложить начало премиальной процедуры 2011 года. Сейчас неизвестно, получится ли у Букеровского комитета организовать премию в этом году, будет сделан перерыв или же организаторы вообще объявят о прекращении работы. Если сбудутся самые мрачные прогнозы, то русская версия «Букера» останется в памяти именно этим, поистине выдающимся дублем последнего лауреата.
<1>
Естественно, на церемонию лауреат «Полного абзаца» не пришла.

Сам «Абзац» был основан в 2001 году, его вручают в рамках выставки-ярмарки «Книги России» (она в эти дни проходит на ВВЦ). В разные годы гран-при премии получали Баян Ширянов (за книгу «Занимательная сексопатология»), Сергей Минаев (за книги «Духless» и «Media Sapiens») и даже «Большая астрономическая энциклопедия», весь тираж которой из-за оригинальных ошибок был отозван из продажи издательством «Эксмо» и уничтожен.

Главным призом деятельность «Абзаца» не ограничивается. В номинации «Худший перевод» антипремию получила Людмила Володарская за перевод романа ирландской писательницы Сесилии Ахерн «Волшебный дневник», приз «Худшая редактура» присуждена роману американской писательницы Эрики Йонг «Как спасти свою жизнь» («Эксмо»), а «Абзац» за худшую корректуру достался книге американского журналиста Дэвида Фридмана «Пенис. История взлетов и падений» («РИПОЛ классик»).

В этом году была также учреждена специальная награда «Почетная безграмотность», которая досталась министру образования и науки Андрею Фурсенко за предложенную им реформу образования.

Если эта реформа будет проведена так, как задумано, то в школах русский язык и литература перейдут в категорию необязательных предметов. Впрочем, это также означает, что «Абзацу» гарантирована долгая и насыщенная жизнь.