Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

ТВ

filmstarts.de

Жизнь после Хауса

Что смотреть, когда кончится «Доктор Хаус»

Иван Чернявский, Ярослав Забалуев

В преддверии летнего затишья на фронте телесериалов, «Парк культуры» выбрал пять картин, за просмотром которых можно скоротать время в ожидании новых сезонов «Доктора Хауса», «Декстера» и «Безумцев». В программе: отец-матерщинник, постмодернистский ситком, жизнерадостная «Школа», «менты» с американского юга и отморозки со сверхспособностями.

Активных пользователей торрент-трекеров охватывает ежесезонная паника: очередные сезоны любимых сериалов либо закончились («Декстер», «Калифорнийский блудник»), либо выходят на финишную прямую («Доктор Хаус»), либо уже порядком надоели — встает вопрос разнообразия меню. С ним у отечественного потребителя плохо: условная богема, к примеру, как будто не знает, что бывают какие-либо сериалы, помимо «Безумцев», а в десятке самых популярных сериалов на сайте MyShows.ru, собирающем статистику с профилей без малого сорока четырех тысяч российских пользователей, самое новое произведение («Обмани меня») относится к 2009 году. В то же время «тамошние» телеканалы каждую осень выпускают в эфир десятки новых проектов — значит ли это, что все они бестолковые?

Скорее, это значит, что наш зритель страдает от недостатка информации.

Недостаток этот может быть обусловлен, например, языковым барьером. Благодаря любительской студии озвучивания «Кураж-Бамбей» свою аудиторию в России обрели ситкомы CBS «Как я встретил вашу маму» и «Теория Большого взрыва» — телеканал СТС подсуетился и сделал ремейк первого и купил права на показ второго. Да только вот с «Теорией» случилась беда: из-за успешных рейтингов сериал продлили на три года сразу, и сценаристам теперь не нужно напрягать мозги в борьбе за выживание. Это прямо отразилось на качестве последнего сезона, разительно отличающегося по уровню юмора от начальных серий.

А вот стартовавший прошлой осенью на том же CBS ситком «$h*! My Dad Says» у нас никто столь залихватски не дублирует, и поэтому «в народ» он не пошел, а зря.

Сериал, получивший в рунете название «Перлы моего отца», снят по мотивам Twitter-аккаунта, куда некий человек записывал удивительные и беспощадные, но очень смешные высказывания своего пожилого папаши. Папашу в результате играет легендарный Уильям Шатнер, блиставший некогда в «Звездном пути». Несмотря на то что персонаж Шатнера — грубый старорежимный шовинист явно «не от мира сего» (этим он похож на своего фаната Шелдона Купера из «Теории»), комедия получилась удивительно добрая и в некотором смысле семейная (в противовес той же «Как я встретил вашу маму»). «Перлы» придутся по душе тем двадцати-тридцатилетним, кому суждено регулярно иметь дело со стареющими родителями и каждодневно преодолевать непонимание и нелепые обиды. Иными словами, это комедия для тех, кто, скажем так, уже перебесился (и не против читать субтитры — к разговору о барьере).

Совершенно другой взгляд на телевизионный юмор предлагает канал NBC: их комедии снимаются по другой технологии, строго говоря, не являются ситкомами, регулярно присутствуют на церемониях «Эмми» как минимум в качестве номинантов, но по популярности ни в США не могут тягаться с конкурентами производства CBS, ни у нас не резонируют.

Такая судьба сложилась, к примеру, у любимицы американских телекритиков и активистов социальных сетей — комедии «Community» (в переводе получается что-то вроде «Сообщества»).

Абсолютно непохожий на все прочие комедии сериал, здорово напоминающий независимые фильмы, составляющие программу кинофестиваля «Сандэнс», может отпугнуть не только своей формой, но и количеством отсылок к массовой культуре, умещающихся в одну минуту сценария. Однако пугаться не стоит: как можно проходить мимо сериала, в котором под музыку Abba происходит нашествие зомби, рождественский эпизод сделан в виде настоящего кукольного мультфильма, а безобидный раунд пейнтбола превращается в грандиозный ремейк всех лучших боевиков 80-х и 90-х? «Community», условно посвященный группе разновозрастных людей, по разным причинам не вовремя получающих высшее образование — пожалуй, лучшая комедия на американском ТВ из идущих сейчас.

Предположим, однако, что тоскующему от недостатка новых сериалов человеку юмор нужен в разбавленном драмой виде и к тому же проще, когда есть некий эталон, от которого отмерять. Эталоном выступит «Калифорнийский блудник» (известный не в последнюю очередь благодаря Первому каналу), и тем, кому нравятся представленные в нем пропорции грустного и смешного, вседозволенность авторов и работа некогда популярных актеров, готовых выставлять себя в довольно неприглядном свете, стоит не уходить далеко с условной кнопки канала Showtime. В текущем сезоне они представили свой ремейк британского сериала «Shameless» — «Бесстыжие», – идущей с 2004 года хроники жизни крайне неблагополучной семьи из трущоб. Некогда популярным актером здесь (вместо Дэвида Духовны из «Блудника») является Уильям Мэйси («Фарго»), играющий многодетного отца-алкоголика. Баланс грустного и смешного поддержан им же: в один момент он комично валяется на полу, в другой бьет одного из шестерых своих детей. Вседозволенность бросается в глаза во время яркой сцены секса на кухне прямо в пилотном эпизоде: здесь заслуга красавицы Эмми Россум, откровенно переигрывающей старшего товарища Мэйси и, в общем, держащей на своих нешироких плечах чуть ли не весь сериал.

Попыткам ее героини удержать ораву проблемных братьев и сестер на плаву без помощи бесполезного отца «Бесстыжие» и посвящены — местами получилось нечто вроде жизнерадостной версии «Школы» Гай-Германики.

Сдвинувшись же по шкале смешно/печально еще правее, зритель доберется до самого недооцененного сейчас, пережившего переезд с федерального на кабельный канал, но все еще живого сериала «Southland» — «Южная территория». Эта пронзительная летопись о жизни полиции Лос-Анджелеса, отчасти замаскированная под документальный фильм, отличается от невероятно популярных во всем мире криминальных сериалов франшизы CSI примерно так же, как от них отличались отечественные «Менты» (в хорошем, разумеется, смысле). Здесь нет шика и прилизанной картинки, нет приглашенного на эпизодическую роль Джастина Бибера, нет ощущения грядущей победы добра над злом. Вместо этого сериал, созданный теми же людьми, что когда-то вынимали душу «Скорой помощью», вызывает чувство невероятной жалости к патрульным и детективам конкретного полицейского участка: даже когда у них что-то получается, успех омрачен какой-то трагедией или невезением. Жалость эта, правда, какая-то очищающая, свидетельствующая о способности зрителя к человеческому состраданию — и никаким другим популярным у нас телевизионным сериалом не активируемая.

Ну и наконец, тем, кому интереснее судьба тех, за кем патрульные охотятся, предлагаем сериал «Misfits» — «Отбросы».

Его героями являются попавшие на исправление подростки, получившие в результате сильной грозы довольно экстравагантные сверхспособности: задрот стал невидимкой, пышка-негритянка – богиней секса, пергидрольная хабалка научилась читать мысли, а спринтер – поворачивать время вспять. Внимания этот сериал достоин по целому ряду причин. Во-первых, он британский, и теперь читатель не сможет нас обвинить в исключительно американизированности. Во-вторых, он (один из немногих) осмысляет так называемый «супергеройский дискурс» и делает это на порядок лучше закончившихся пару лет назад «Героев». Ну а в-третьих, супергерои-отморозки — это просто весело, некотором смысле идеальный баланс между комедией и драмой.