Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

ЦПКиО не хватает белок и других посетителей

На «Стрелке» обсудили будущее ЦПКиО им. Горького

В институте «Стрелка» прошли круглые столы, посвященные ЦПКиО имени Горького – его прошлому, настоящему и будущему. Приглашенные эксперты последовательно посетовали на бедственное положение объектов культурного наследия, предложили не трогать в парке ничего и порекомендовали вернуть в парк белок.

Приход в московский центральный парк культуры имени Горького нового руководства и общая смена подхода городских властей к решению проблемы общественных пространств уже принесли определенные плоды. В парке отменили плату за вход, вывезли больше сотни незаконных аттракционов, снесли множество незаконных построек. К июню директор парка Сергей Капков обещает бесплатный доступ в интернет по всей его территории, а уже сейчас может гарантировать посетителям чистоту и безопасность.

Но основная задача много шире: было обещано обновить парк Горького, оставив в нем всё ценное, что там есть, и привлечь нового посетителя. Собственно, работа в данном направлении ведется уже два месяца, его целью является новый план развития ЦПКиО. В его разработке помощь парку оказывает Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Президент «Стрелки» Илья Осколков-Ценципер рассказал «Парку культуры», что сейчас идут консультации с привлечением сторонних экспертов, примерно через месяц начнется конкурс на идею парка, а затем состоится еще один конкурс – на разработку мастер-плана. В рамках подготовки к их проведению институт провел цикл из трех круглых столов под общим названием «Новый парк Горького», на котором ряд экспертов – дизайнеров, архитекторов, журналистов – попытались ответить на три вопроса: что есть хорошего в парке, что в нем должно быть и как он может выглядеть.

Немедленных решений проблем парка, видимо, никто и не ожидал: главным было включить в дискуссию общественность; эта цель была достигнута.

Основная проблема – люди. По данным Капкова, 87% сегодняшних посетителей парка приезжают туда ради аттракционов, причем едут в основном из Подмосковья и других регионов. Москвичей среди тех, кто приходит в парк, мало, но оказалось, что и среди приглашенных экспертов не все регулярно ходили в парк – по разным причинам.

«Летом в парк мы не ходили и не ходили последние лет двадцать. И не знаю, зачем бы я туда пошел», — поделился архитектор Евгений Асс, который вспомнил о том, как ходил в парк смотреть на выставку, посвященную самолету-разведчику U-2 Пауэрса. Правда, он отметил, что у парка имеются ресурсы, которые при достойном использовании помогут ему преодолеть кризис.

Разумеется, терять существующих посетителей никто не собирается. Какие-то аттракционы в парке сохранятся, эксперты даже готовы были примириться с десантниками, которые купаются в фонтанах в августе.

«Они тоже наши посетители», — сказал Капков, но добавил, что нужно привести в парк новое поколение москвичей.

Другая проблема – это «нематериальное наследие». Что это такое, толком никто не сказал, но хореограф Павел Брюн предложил сохранить «ауру» и «микроклимат» ЦПКиО. Ассу же этого показалось мало, и он предложил осмыслить название парка, ставшее советским клише, как культурное явление. «Присутствие Горького в названии тоже важно. Сложно представить себе парк имени Хэмингуэя. Название «Парк культуры и отдыха» можно рассматривать как часть нематериального наследия, а можно как некий тормоз», — заявил он. Сама идея смены вывески, кажется, была высказана больше в шутку, но Клементина Сесил из MAPS на всякий случай заметила, что название уже устоялось, даже в английском языке, и нет нужды его менять.

Простой вопрос «что сохранять» выявил и расхождения во взглядах экспертов. Николай Переслегин из Москомнаследия напомнил, что парк уже является памятником культуры, в котором сохранять надо то, что является объектом охраны, — объекты культурного наследия и ландшафтный дизайн, включенные в городской реестр. «Фактически, дискуссию можно было закрывать после выступления Николая (Переслегина. – «Парк культуры») – он же сказал, что там ничего делать нельзя», — отреагировал на это Асс.

Дел у руководства парка много. Здания практически разрушены – долгие годы за ними никто не следил. Нескучный сад превратился в дремучий лес: там растет 900 деревьев на гектар при норме в 120. По расчетам еще советского времени, которые привела ландшафтный архитектор Елена Семенова-Прозоровская, на восстановление сада потребуется минимум 15 лет. Но при этом Нескучный сад сейчас отделен от собственно парка Горького Андреевским мостом и его продолжением. Кроме того, по словам Осколкова-Ценципера, планируется объединить ЦПКиО, Нескучный сад и Воробьевы горы, чтобы получилось единое зеленое пространство вдоль Москвы-реки. Реставрация же зданий начнется еще до разработки мастер-плана парка; к примеру, ЦСК «Гараж» планирует переехать в павильон «Шестигранник», который сейчас представляет собой настоящие руины, уже в начале 2012 года.

Меньше всего споров среди экспертов вызвал вопрос о том, что же должно быть в парке. Ответ был практически единодушным – это должен быть именно парк, причем и культуры, и отдыха. Исполнительный директор Королевских парков Лондона Марк Камли назвал несколько основных элементов, среди которых спорт в виде специальных площадок, культура – театры, галереи, даже зоопарки – и образование, и заявил, что выбора нет – в парке должно быть всё, главное – сделать его «традиционным» для публики. «Но традиции появляются быстро», — заметил он.

Главред портала Slon.Ru Юрий Сапрыкин вспомнил сразу две истории, которые ему запомнились. Одна была связана с маленькой девочкой, которая плакала из-за того, что не смогла пройти к каруселям из-за проводимого в тот день фестиваля. «Очень важно не «передавить» с фестивализацией. Очень важно, чтобы было разумное зонирование территории, чтобы даже самые несусветные мероприятия оставляли бы пространство, где можно дышать, гулять и наслаждаться тишиной. Важен и опыт Гайд-парка в организации событий, которые не только развлекают публику, а становятся всемирно известными символами города или страны… Масштаб пространства задается в том числе и масштабом событий, которые в нем происходят», — сказал Сапрыкин.

Другая история, рассказанная Сапрыкиным, была о необычайной популярности обычного белого куба, в который мог зайти любой желающий; внутри куба, правда, ничего не было, но перед ним всегда стояла очередь желающих в этом убедиться. Куб в процессе обсуждения быстро стал символом «фишки» общественного пространства – чего-то особенного, чего нет нигде и что привлекает внимание посетителей. Директор ЦСК «Гараж» Антон Белов даже заметил, что тоже не смог бы устоять и зашел бы посмотреть, что там есть.

Одну из таких «фишек» предложил всё тот же Сапрыкин:

«Я серьезно. Самое главное, как мне кажется, в парке – белки, и должен существовать какой-то большой национальный проект по возвращению в парк Горького белок. А по возможности и другой живности – сов, кроликов и так далее. Все, кого можно привлечь к работе в парке, – все должны там быть!» — горячился Сапрыкин.

Архитектор из голландского бюро West 8 Адриан Гейзе рассказал о реализации проекта мадридского парка, который интересен своим архитектурным решением. Для его постройки (она обошлась в 8 млрд евро) занимавшую место недалеко от королевского дворца автомагистраль спрятали в тоннели, а над ней проложили дорожки, поставили скамейки, сделали места для занятий спортом – со стадионом и теннисными кортами – и даже пляж. Было высажено около 25 тысяч деревьев. «Этот парк сразу же увидели как часть «олимпийского коридора», — похвалился Гейзе. Но мадридский парк строили «с нуля», создавая новое пространство в уже сложившемся городе, а вот для парка Горького Гейзе предложил связать его с рекой.

«Надо подчеркнуть связь парк — река, они должны «целовать» друг друга, смешиваться в единую личность – это прекрасная и романтичная идея», — заметил архитектор, но не пояснил, как именно – видимо, отложил окончательное оформление идеи до конкурса.

Самое же радикальное предложение поступило от Юрия Григоряна, руководителя архитектурного бюро «Меганом».

«Я бы не делал там по возможности ничего. Надо, конечно, привыкнуть, что мы можем рассматривать такое «недеяние» как очень важное «деяние». Я понимаю, что сейчас все очень озабочены парком Горького, к нему есть огромный общественный интерес и все атакуют этот парк разными инициативами. Я вижу в этом большую опасность – парк спасает только то, что это монумент», — предостерег архитектор.

Григорян добавил, что из парка только сейчас, после того, как его расчистили, стало видно реку, и предложил уменьшить количество асфальта, посадив вместо него деревья. Возможно, это предложение будет принято: по данным Капкова, в партерной части парка Горького сейчас асфальтировано 50% территории.

Новости и материалы
Посольство РФ объяснило, почему Россию не позвали на памятную церемонию в ФРГ
В Петербурге волонтеры предложили хозяину истощенной собаки помощь и были избиты
Боец ММА пнул ринг-герл прямо перед боем
БПЛА сбили над Белгородской областью
Huawei выпустит бюджетный клон Apple Watch
Украинка не пустила российскую теннисистку в полуфинал турнира во Франции
В Москве иностранец схватил ребенка за горло и пытался сбросить с третьего этажа
В РФС рассказали, сколько Дзюбе осталось играть в футбол
Немецкий депутат скрыл от властей свое предприятие в Белоруссии «Цыбулька Бел»
Развеяно популярное заблуждение о психопатах
Названы лекарства, опасные для людей с деменцией
Банки могут обязать предоставлять информацию МВД о переводах цифровых денег
Костомаров рассказал, что с удовольствием хотел бы сделать, если бы у него были руки
В коровьем молоке впервые обнаружили птичий грипп
Белоруссия отменила запрет на ввоз из России чая Greenfield и кофе Jardin
В России раскритиковали политизацию экономической повестки
Обнаружен новый ранний биомаркер рассеянного склероза
Фастфуд может вызывать нарушения памяти в раннем возрасте, выяснили ученые
Все новости