Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Валенсия без границ

В ММСИ открылась выставка «Шедевры ХХ века из коллекции Института современного искусства Валенсии»

Гастрольная выставка «Шедевры ХХ века из коллекции Института современного искусства Валенсии» в ММСИ предлагает набор звучных имен и примечательных экспонатов, однако до заявленного «шедеврального» статуса дотягивает далеко не всегда. Впрочем, старорежимное слово «шедевр» вообще мало что описывает в ситуации обзорного показа произведений прошлого столетия.

Выездные выставки из государственных собраний искусства чаще всего носят не глубокомысленный, а презентационный характер. Имеются фонды, более или менее обширные, возникает повод для гастроли (в данном случае это взаимный Год культур России и Испании), вырисовывается бюджет мероприятия – и остается лишь выбрать объекты, с которыми не стыдно предстать перед заграничной публикой. Как правило, в состав подобной выставки включаются несколько безусловных хитов, а также те опусы, которые акцентируют местную специфику. Разумеется, все лучшее вывозить нельзя, иначе катастрофически обеднеет домашнее пространство, но и отделываться второстепенными работами вроде бы неприлично. В результате возникает некое компромиссное зрелище, где непременно отыскиваются достойные экспонаты, но отсутствует концептуальная стройность.

Приблизительно по такому рецепту сделана и валенсийская выставка в Москве, хотя надо отдать испанцам должное: они не стали жадничать и привезли вещи из лучших.

Другое дело, что тамошние художественные запасы начали возникать не так уж давно. Институт современного искусства Валенсии (IVAM) был основан в 1989 году. Понятно, что за два десятилетия было крайне сложно – при всем усердии – собрать коллекцию, способную соперничать с крупнейшими мировыми музеями. Прибывшая к нам подборка явственно демонстрирует, что было сделано все возможное, чтобы «выбиться в передовики». Но от объективных обстоятельств никуда не денешься: большинство признанных шедевров ХХ века давным-давно обрели постоянных владельцев, а то, что появляется на рынке, стоит безумных денег. Надо полагать, наиболее активно валенсийская коллекция пополняется за счет сегодняшних испанских авторов, а всякое приобретение экспонатов, относящихся к временам модернизма, воспринимается как большая удача и серьезное достижение.

Тем не менее такого рода удачи случались регулярно.

Само собой, среди имен преобладают испанские – и отнюдь не последние. Пабло Пикассо, Хуан Миро, Антони Тапиес, Антонио Саура принадлежат к числу тех художников, которых знают во всех концах света. Этот ряд расширен за счет авторов, чьи опусы не столь известны за пределами Иберийского полуострова, зато весьма почитаемы на родине. К примеру, самой объемной на выставке оказалась персональная секция Хуана Гонсалеса – авангардного скульптора, работавшего в 1910-е – 30-е годы. Его абстрактные изваяния из кованого железа выглядят довольно убедительно — во всяком случае, являют собой полноценные образцы тогдашней эстетики. Но испанский акцент сверхзадачей выставки все же не является. Работы тамошних художников намеренно растворены в интернациональном контексте. Подвешенный к потолку мобиль американца Александра Колдера, трафареты Анри Матисса, рисунки Пауля Клее, фотомонтаж Александра Родченко, коллаж Курта Швиттерса, шелкография Джеймса Розенквиста – из подобных экспонатов складывается атмосфера «искусства без границ».

Совершенно очевидно, что IVAM меньше всего хотел бы выглядеть институцией, зацикленной на сугубо национальной проблематике.

Для здешних музейщиков «испанское» обязательно подразумевает причастность к «мировому». С похожей кураторской установкой мы могли познакомиться недавно на выставке «Испанское искусство XXI века», проходившей также в ММСИ. Там, правда, международный контекст лишь имелся в виду как нечто виртуальное, его надо было домысливать самостоятельно. На сей раз он преподнесен весомо, грубо, зримо. Но, как уже говорилось выше, из-за того что история современного искусства представлена в IVAM несколько эпизодически, закономерность такого подхода не слишком подчеркнута. Вроде бы да, испанцы интегрированы в мировую изобразительную культуру ХХ века, особенно если говорить о его начале и конце. Однако эта уверенность держится скорее на ощущениях, нежели на строгих экспозиционных доказательствах. Впрочем, незачем требовать от гастрольного жанра тех свойств, которые ему не присущи. Созерцание хитов в таких случаях искупает недостаточную обдуманность проекта.

Новости и материалы
В Германии предложили сбивать российские ракеты над Украиной из Польши
Уровень воды в реке Ишим достиг критериев опасного явления
Москвичам рассказали о погоде на 20 апреля
В Эквадоре объявили чрезвычайную ситуацию национального масштаба
В холодное время года россияне чаще настроены на брак, в теплое — на флирт
Стало известно, чем рублю поможет сохранение ключевой ставки на прежнем уровне
Российские морпехи уничтожили наблюдательный пункт ВСУ
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
В России вновь вырос спрос на майские путешествия
В Смоленской области после атаки БПЛА загорелся объект ТЭК
В Британии заявили, что элитная бригада ВСУ находится в шаге от окружения
США тайно разместили ракеты против ядерных объектов Ирана
Регионам с затоплениями угрожает вирус малярии
Ураганный ветер может оставить без света несколько регионов на Кавказе
Пророссийское подполье рассказало о пытках украинских спецслужб
Все новости