Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Геликон-опера» дождалась длинных ковшей

В ночь на воскресенье строители снесли два исторических здания, одно из них — «Геликон-опера»

В Москве в ночь на воскресенье были снесены два исторических здания: одноэтажный дом на Большой Ордынке и единственный уцелевший флигель усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских, в котором находится «Геликон-опера».

В ночь на воскресенье, 19 июня, Москва лишилась сразу двух исторических зданий. Одно из них, дом купца Феоктистова (улица Большая Ордынка, дом 42), не было включено в перечень охраняемых объектов культурного наследия города, но находилось в охранной зоне; это строение было снесено полностью. Второе – усадьба Глебовых-Стрешневых-Шаховских (улица Большая Никитская, дом 9/16), в котором находится театр «Геликон-опера»; оно лишилось последнего уцелевшего после строительных работ 2009 года флигеля.

В обоих случаях снос проводился с помощью экскаваторов, и активисты «Архнадзора» назвали эти разрушения «Ночью длинных ковшей», указав, что в случае здания театра подобный способ сноса противоречит данному ранее обещанию бережно восстановить фасадную стену.

6 мая этого года департамент культурного наследия (ДКН) Москвы заявил об отзыве собственных согласований на проведение строительных работ в исторической части города, выданных до 26 апреля. Это было связано с противостоянием московских властей и компании Capital Group, завершившимся незаконным сносом дома архитектора Кольбе на улице Большая Якиманка: работы были также проведены экскаватором в выходной день. Тогда же ДКН объявила о ряде мер, которые позволили бы не допускать подобных ситуаций. Одной из них стал пересмотр действующих разрешений и согласований на снос и реставрацию. Был сформирован «список 14» — перечень первоочередных объектов, по которым ДКН должен был провести проверку в месячный срок; соответствующее постановление мэр Москвы Сергей Собянин подписал 16 мая. Официальных результатов проверки к назначенной дате не появилось, что, видимо, и дало повод строителям воспользоваться выданными ранее ордерами, которые основывались на старых и отозванных ДКН согласованиях. На Большой Никитской работы по заказу правительства Москвы ведет ООО «АСТРОМ-7», а на Большой Ордынке здание рушило ООО «Ресурсы-Прим», выполняющее заказ владельца здания – ООО «Редан-стайл».

И если о здании на Большой Ордынке редко сообщалось в новостях, то здание театра «Геликон-опера» несколько лет служило яблоком раздора между общественными организациями, выступающими за сохранение старой Москвы, и театральным сообществом.

Причиной стала запутанная ситуация с охранным статусом здания: оно числилось объектом культурного наследия федерального значения еще в советское время, а в 1995 году под охрану был взят расположенный по соседству Театр имени Маяковского. Здание же усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских оказалось без статуса; при этом оно все равно находилось в охранной зоне – равно как и дом Кольбе, и дом Феоктистова. Градозащитники настаивали на том, что разрушать строения, входящие в ансамбль усадьбы, нельзя; театральная общественность считала, что необходимость новой сцены перевешивает требования защиты старых зданий; при этом архитекторы (проект реконструкции разработал «Моспроект-4» Андрея Бокова) убеждали, что все будет сделано очень аккуратно. После отставки Юрия Лужкова было решено приостановить работы, чтобы разобраться в ситуации, но точку в этом противостоянии поставил общественный градсовет Москвы, который заседал в марте 2011 года и принял сторону «театралов». Впрочем, отмена старых согласований дала градозащитникам надежду, что решение градсовета будет отменено или хотя бы пересмотрено.

В выходные строители пытались разрушить флигель усадьбы дважды.

Поздно вечером в субботу активистам «Архнадзора» удалось приостановить работы, но утром в воскресенье они были продолжены; сейчас разрушено все здание, за исключением первого этажа. Практически одновременно был проведен снос здания на Большой Ордынке. По данным представителей организации, во время сноса усадьбы не был перекрыт Калашный переулок, на который выходил флигель, – по нему продолжали ездить машины и проходить люди. Координатор «Архнадзора» Наталья Самовер в беседе с ИА «Регнум» также отметила отсутствие в Москве градоначальника. «Такая поспешность наводит на мысль о том, что подрядчик стремился сделать ситуацию с флигелем необратимой за время отсутствия в Москве мэра Сергея Собянина, сейчас находящегося в Петербурге», — сказала она.

Впрочем, не помог и телефон «горячей линии» ДКН, появившийся после сноса дома Кольбе. Эту линию «для сбора информации о случаях, угрожающих историческому облику Москвы», департамент открыл 1 июня этого года. В сообщении ДКН указывается, что «для пресечения незаконных работ» могут быть привлечены «правоохранительные органы и прокуратура». Координатора «Архнадзора» Рустам Рахматуллин рассказал «Парку культуры», что этим телефоном они не воспользовались, но в официальные структуры обращались.

Своё отношение к реконструкции «Геликон-оперы» «Архнадзор» менять не собирается. «Мы свой лозунг не снимает: остается охранная зона, в которой новое строительство в таких параметрах - невозможно. Нарушения не могут быть устранены в рамках нынешнего проекта, а пункты «майской градостроительной революции» предполагают, что градостроительная деятельность будет вестись в режиме регенерации», - сказал Рахматуллин. Он добавил, что в данном случае, после утраты части памятника, это можно сделать в «реставрационном режиме».

Официальная реакция департамента культурного наследия на снос двух зданий пока неизвестна.