Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Кино

outnow.ch

Мама, папа, мент, тиранозавр

Дневник кинофестиваля VOICES

Ксения Рождественская (Вологда)

На международном кинофестивале VOICES показали фильм про «плохого мента», фильм про греческую семью и школу, фильм «Тираннозавр» и победившее на «Кинотавре» «Безразличие» Олега Флянгольца.

Вологда – очень сонный город: тут даже у входа в кинозал дают кофе, чтобы взбодрить. Не спят только проповедники, которые подходят на улице со словами «у меня для вас хорошая новость: скоро праведники заселят Землю». И полицейские, которые подходят на улице со словами: «Вы нарушили правила – перешли дорогу в неположенном месте. А что вы удивляетесь? Вчера оштрафовал человека из Санкт-Петербурга, так он тоже удивлялся — говорил, что Вологда прямо как в другом государстве находится, где законы соблюдаются».

На фестивале VOICES давал мастер-класс и пресс-конференцию человек из Петербурга – режиссер Александр Сокуров. Он приехал на фестиваль, чтобы получить из рук Паоло Тавиани награду «Талант без границ».

Сокурова спросили о судьбе «Фауста», и режиссер рассказал, что денег на «Фауста» ему так никто и не дал, но картина все равно будет участвовать в Венецианском кинофестивале. Прокатную судьбу фильма он назвал безнадежной и попытался объяснить, что режиссеры должны реализовывать свое конституционное право показывать фильмы.

Сокуров присудил специальный приз одной из конкурсных лент – словенскому «Отцу» Владо Скафара. Скафар в ответном письме написал: «Хотел бы сказать, что я не люблю соперничества в искусстве, но, так как это личный выбор того, кого я уважаю, я счастлив. Для меня Александр Сокуров – это не просто великий мастер, великий режиссер, но это человек, близкий мне по духу».

После участия фильма «Отец» в Неделе критики Венецианского кинофестиваля Скафара называли последователем Сокурова и Тарковского, и в данном случае это не эпигонство. «Отец» пока остается одним из самых внятных и умных конкурсных фильмов VOICES.

А вообще конкурс очень ровный, даже, пожалуй, слишком. Если в прошлом году программа VOICES была предельно разнообразна, так что каждый мог найти себе фаворита, тем более что некоторые фильмы явно выделялись на общем фоне, то в этом году нет ни явных взлетов, ни явных провалов. Ровные, хорошие фильмы. И даже сняты почти все они в одной серовато-зелено-коричневой гамме, и эмоция у них одна и та же: все плохо, но надежда есть (ну или, в крайнем случае, нет).

Греческая «Родина» Силласа Цумеркаса — семейная колода, три поколения несчастных людей, перетасованные с видеорепортажем о беспорядках и школьным разбором стихов (удивительно, но школьный урок выглядит живым и страшным, а семейные проблемы – усыновление, безумный дед и прочие кошмары – смотрятся как затянутая греческая псевдотрагедия). Британский «Тираннозавр» актера и режиссера Пэдди Консидайна — жесткая драма с превосходным Питером Малланом в роли немолодого борца со всем миром.

Он часто звереет, способен до смерти забить свою собаку и вообще выглядит диким зверем, но однажды встречает не менее заблудшую душу – религиозную Ханну, которую регулярно избивает муж.

«Тираннозавр» — крепкое, суровое кино о скелетах, шкафах и любви, но устроено оно по тому же принципу, по которому строятся фильмы американских независимых: сначала в течение часа всем очень плохо, потом минут пять все вместе пьют, поют и смеются сквозь слезы, а потом минут за двадцать герой пытается восстановить справедливость. Неудивительно, что «Тираннозавр» получил на фестивале «Сандэнс» в этом году спецприз жюри за актерский ансамбль и приз за режиссуру. Хорошее кино, брат-близнец десятка таких же хороших фильмов.

Выделяются из этого благолепия российское «Безразличие» Олега Флянгольца и ядовитая криминальная пародия Джона Майкла Макдонаха «Залечь на дно в Дублине» (за русское название надо отрывать прокатчикам называлку: Дублин в фильме – место, откуда приезжают столичные идиоты, а фильм называется The Guard – подошло бы что-нибудь вроде «Мент», если б милицию не переименовали).

Брэндан Глисон предъявил самого нежного героя-полицейского со времен ферраровского «Плохого лейтенанта»: он расист, хам, матерщинник, не брезгует отнятыми у преступников наркотиками и вообще, как неоднократно говорят ему в фильме, «непонятно, то ли очень умный, то ли совсем тупой».

К тому же в свободное от хамства и наркотиков время этот жирный козел в красных трусах смотрит ранние фильмы Сколимовского. В общем, персонаж обаятельнейший. Кроме него в городке есть еще несколько нормальных людей, в частности негр-фэбээровец, вынужденный терпеть врожденный расизм местных жителей, и сумасшедший мальчик на розовом велосипеде. Проездом там оказываются умные наркоторговцы, способные оценить хороший выстрел. Фильм выйдет в российский прокат, о чем герой-мент сказал бы: «Ох...тельно».

«Безразличие», победитель «Кинотавра», это, конечно, не совсем кино, скорее киноэссеистика, видеоарт на тему проходящего времени. Почти бессюжетный фильм, скатывающийся то в стилизацию под классику шестидесятых, то в «параллельное кино» конца восьмидесятых.

«Безразличие» было снято в 89-м и доделано уже в нулевые. Безусловно, сегодня такое кино невозможно: постмодернизм давно мертв, а восьмидесятые так же далеки, как шестидесятые. Но фильм очевидно не похож на однообразные конкурсные драмы. Программный директор фестиваля Игорь Гуськов говорит, что, по его внутреннему ощущению, «Безразличие» идеально легло в конкурсную программу, хотя фильм и не посвящен теме семьи, как почти все остальные конкурсные фильмы.

Зато денег на съемку Флянгольцу дала мама.

После показа режиссера окружили местные фанаты, потребовали сделать с ними групповую фотографию. А за углом кинотеатра играл духовой оркестр, медленно танцевали старушки и блаженные…