Голливудские киностудии, регулярно жалуясь на нарушения законодательства об авторском праве, сами не прочь использовать что-либо без спроса.
Например, старую книгу, слегка изменив в сценарии её фабулу и главных героев и обрезав излишние с кинематографической точки зрения сюжетные повороты.
Последним пострадавшим оказался американский писатель Джо Квирк (в России выходила его научно-популярная книга «Оргазм для вас, или вы для оргазма», посвященная взаимоотношению между полами). Квирк работает в разных жанрах – от романтической истории до исторических исследований. Недавно он обнаружил, что его первый роман «Последняя погоня» (The Ultimate Rush), вышедший в 1998 году, послужил основой для сценария фильма «Отменная погоня» (Premium Rush). Молчать он не стал и подготовил 24-страничный иск к кинокомпаниям Sony Pictures и Columbia Pictures, в котором подробно изложил свою жалобу на плагиат и привел множество примеров, доказывающих обоснованность претензий.
Соответчиками по делу Квирк назвал авторов картины — сценариста Джона Кэмпса и режиссера Дэвида Кеппа.
Позиция писателя проста: авторы сценария позаимствовали канву сюжета, часть сцен книги и даже некоторые диалоги. В произведении Квирка речь идет о курьере: его напарника за вскрытый пакет убивает китайская мафия, а сам он вынужден скрываться от полицейских, обвинивших его в этом убийстве. В фильме же посыльный (его роль играет Джозеф Гордон-Левитт) спасается от полицейского, интересующегося содержанием одного из доставляемых писем.
Наконец, писатель обращает внимание суда на сходство названий книги и фильма.
Квирк выбрал удачный момент для подачи иска: съемки «Отменной погони» завершены, сейчас идет окончательный монтаж, а выход картины в прокат намечен на 13 января 2012 года (в России 9 февраля). Судебное разбирательство может поставить эти сроки на грань срыва: не исключено, что судья наложит арест на показ фильма в кинотеатрах, поскольку это требование содержится в иске. Поэтому, вероятно, киностудии могут предпочесть просто заплатить, достигнув досудебного урегулирования.
Правда, в мае этого года, когда мастер тату потребовал запретить прокат фильма «Мальчишник 2: Из Вегаса в Бангкок» из-за нарушения своих авторских прав на показанную в картине татуировку, суд не стал этого делать, посчитав, что такой запрет нанесет слишком большой ущерб продюсерам картины. Рассмотрение же дела о татуировке на лице актера Эдда Хелмса продолжилось своим чередом и закончилось проигрышем авторов «Мальчишника»:
суд предписал выплатить татуировщику вознаграждение за использование в картине его работы.
Отметим, что обычно голливудские кинематографисты относятся к авторским правам с большим уважением. Студии выплачивают вознаграждения авторам, даже если получившийся сценарий отличается от исходного произведения, как небо от земли. Например, именно неопределенность с правами на экранизацию книги «Хоббит» Толкиена привела к тому, что Питер Джексон начал съемки одноименного фильма только в этом году, а не сразу после успеха трилогии «Властелин колец». Впрочем, относится это только к изданным произведениям. Попытки художника Джеймса Гордона доказать, что именно он был автором «Кунг-фу Панды», так и не привели к успеху: его утверждения основывались только на нескольких эскизах, якобы нарисованных за несколько лет до выхода мультфильма.