Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Ни стыда, ни совести

В программу Венецианского фестиваля вошло два фильма с Майклом Фассбендером

На Венецианском кинофестивале Майкл Фассбендер в образе Юнга и при помощи Дэвида Кроненберга раскрыл «Опасный метод» Фрейда и испытал «Стыд» в картине открывшего его Стива Маккуина.

Тон Венецианскому фестивалю задал мастерский «Опасный метод» провокатора Дэвида Кроненберга. Герои картины – основатели психоанализа Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг и их менее известные коллеги, любовница Юнга и ассистентка Фрейда Сабина Шпильрейн и Отто Гросс. Обманчиво спокойная и разговорная лента, лишенная привычных эпатажных приемов канадского классика, сводит на одном поле людей, каждый из которых является одновременно и врачом, и пациентом; действие происходит примерно сто лет назад, и по окончанию просмотра становится ясно, кто и при каких обстоятельствах открыл «основной инстинкт», тем самым сформировав современного человека.

Картина полна звезд – сдержанный и точный Вигго Мортенсен, дрейфующая от истерики к умиротворенности Кира Найтли, неожиданный в амплуа наркомана-парадоксалиста Венсан Кассель, — но главным откровением в ней все же остается Майкл Фассбендер, харизматичный британец с немецко-ирландскими корнями, которому, вне всякого сомнения, суждено стать ведущим актером ближайших десятилетий. Он сыграл в «Опасном методе» Юнга – персонажа, чей путь от научного скепсиса к депрессии и мистицизму открывает дверь грозному ХХ веку.

Конечно, не чистая случайность, но сама судьба (принявшая очертания директора фестиваля Марко Мюллера) запараллелила картину Кроненберга с другим конкурсным фильмом – второй режиссерской работой Стива Маккуина под названием «Стыд», где центральную роль сыграл тот же Фассбендер.

Эта лента – о том, как житель уже ХХI столетия примеряет на себя непростое наследие теорий Фрейда и Юнга. И она к середине Венецианского фестиваля стала самым ярким, сенсационным и скандальным его событием.

Фассбендер снимается много – только в последние месяцы его можно было увидеть и в удачном блокбастере «Люди Икс: Первый класс» (жертва Холокоста, будущий Магнето), и в академичной экранизации «Джейн Эйр». До того он успел засветиться в «Бесславных ублюдках» (роль английского агента-кинокритика) и в «Аквариуме» Андреа Арнольд, новый фильм которой тоже сражается за призы в нынешней Венеции. Однако из толпы трехсот спартанцев (играл и в одноименном фильме) Фассбендера выделил именно Маккуин, взяв его на главную роль в своем дебюте «Голод». Броская и необычная работа, награжденная в Каннах «Золотой камерой», была посвящена голодовке ирландских сепаратистов в тюрьмах тэтчеровской Великобритании. Нетривиальное решение политической темы моментально выдавало в режиссере адепта современного искусства: лауреат премии Тернера, этот чернокожий тезка и однофамилец легендарного голливудского актера превращал вымазанные фекалиями тюремные стены в абстрактные полотна, а уморившего себя до смерти активиста Бобби Сэндса показывал едва ли не как акциониста, исполняющего важнейший перформанс в своей жизни; за время съемок Фассбендер в самом деле исхудал до неузнаваемости.

После значительно более виртуозного и кинематографичного «Стыда», воссоединившего режиссера с актером, впору сравнивать связку Маккуин — Фассбендер с более известными дуэтами – Казаном и Брандо, Копполой и Алем Пачино, Скорсезе и де Ниро.

Вторая совместная работа складывается с первой в диптих. Как отмечает автор, если герой «Голода» при помощи собственного тела обретал ту единственную свободу, которая была ему доступна, то в «Стыде» речь идет о человеке, обладающем всеми возможными свободами, но превратившем собственное тело в тюрьму.

В центре «Стыда» Брэндон – молодой и успешный обитатель Нью-Йорка, у которого есть квартира на Манхэттене и престижная работа. Он одинок и привлекателен, а потому проводит все свободное время, встречаясь с самыми разными женщинами – от коллег по офису до случайных собутыльниц из бара, от подцепленных в метро незнакомок до элитных проституток. Не сразу становится ясно, что секс превратился для Брэндона в обсессию – он не гнушается ни порножурналов, ни чатов в интернете, ни мастурбации в общественном туалете. Когда в его квартире вдруг поселяется его младшая сестра Сисси, неуравновешенная и капризная особа, начинающая певица по профессии (отличная роль Кэрри Маллиган), Брэндон уже не может удерживать себя в руках: его право на личную жизнь нарушено, а за него он готов вступить в любую битву. Даже если это схватка с самим собой.

Чисто формально «Стыд» исполнен безупречно –

необычные ракурсы, длинные и сложные диалоги и сцены, снятые единым планом, нетривиальная работа со светом, шокирующий контрапункт ультрасовременного изображения с закадровой музыкой, Бахом в исполнении Глена Гульда (похоже, этими размеренными и меланхоличными темами Брэндон усмиряет плоть). Выше любых похвал актеры – и не только Фассбендер с Маллиган, но и остальные, работающие на скрытой экспрессии, иногда переданной при помощи одного взгляда или движения руки. Тем не менее куда важнее формы содержание. Оно и делает «Стыд» настолько замечательной картиной.

Снять по-настоящему умный и откровенный фильм о сексе – чертовски сложная задача.

С ней не справлялись даже гении: почти все выдающиеся картины на эту тему так или иначе исследовали патологические случаи – будь то «Сало, или 120 дней Содома» или «Ночной портье», «Основной инстинкт» или «Последнее танго в Париже», «Синий бархат» или «Империя чувств». Стив Маккуин балансирует на тончайшей грани: иногда чудится, что Брэндон склоняется к инцестуальной связи с сестрой, что он скрытый гей или маньяк-убийца. Но ужас ситуации в том, что герой этой истории – обычный, нормальный, среднестатистический мужчина, который находится в замкнутом кругу: требования тела подчинили его себе и лишили надежды на любой эмоциональный контакт, даже с ближайшими людьми. «Стыд» — картина об ужасающе банальном, инфернально-тривиальном одиночестве, на которое человека обрекает следование сексуальному инстинкту, — причем речь не только о мужчине, но и о женщине (стоит упомянуть, что сценарий совместно с Маккуином написала дама, Эби Морган). Секс как инструмент отчуждения – философская теорема, которую режиссер умудряется доказать, не прибегая к лишним словам.

По сути, Брэндон – трагический герой в безнадежном поиске сексуального абсолюта — является новейшим воплощением архетипического персонажа европейской культуры Дон Жуана. Забавно, что в Венеции он встретился со вторым сквозным персонажем последних четырех столетий – Фаустом, вызванным к жизни Александром Сокуровым.

Новости и материалы
Российские полицейские накрыли канал нелегальной миграции в Омске
В ДНР считают, что дальнобойные ATACMS не помогут ВСУ
Украинцы призывного возраста больше не смогут получить загранпаспорта за пределами Украины
Директор Медиалиги Кортава рассказал, благодаря кому вылечился от рака
Россияне распробовали смартфоны Oppo
В МИД РФ прокомментировали передачу США Украине ракет ATACMS
Губернатор Курской области рассказал об атаках со стороны ВСУ
В Подмосковье на лавочке нашли плачущего грудного ребенка
Подносова прокомментировала грядущие изменения в судебной системе
«Они дотягивают до самых вершин»: Тарасова выбрала лучшую российскую пару фигуристов
В Госдуме заявили о засилье мигрантов в Мариуполе
Названы города России с самым быстрым интернетом
Российская пенсионерка отдала целительницам на улице 770 тыс. рублей
Стало известно, что решит судьбу матча ЦСКА — «Спартак»
Венгрия поддержала мирный план Китая по урегулированию ситуации на Украине
Несовершеннолетнего пранкера в Дагестане будут судить за призыв к терроризму
Байден поручил выделить $145 млн Украине по линии Госдепа
Экс-тренер ЦСКА заявил, что ему стыдно смотреть на игроков «Спартака»
Все новости