Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Отчуждение, но не отстранение»

Интервью с Дарьей Екамасовой, исполнительницей главной роли в фильме «Жила-была одна баба»

Исполнительница главной роли в фильме «Жила-была одна баба» Дарья Екамасова рассказала «Парку культуры» о работе с Андреем Смирновым, погружении в историю России и своих взглядах на современность.

В прокат выходит фильм «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова, в котором история краха российского крестьянства и всей страны сообщается в форме жизнеописания одной женщины.

За два с половиной часа через судьбу Варвары, которую сыграла Дарья Екамасова, проходят Первая мировая война, революция, гражданская война и восстание крестьян, известное как «антоновщина». Сами эти события растворены где-то на фоне: просто сменяются цвета на форме людей, приходящих грабить, пить и лезть к героине под юбку, фуражки меняются на буденовки и обратно. Мирное время, при этом мало чем отличается от военного — только временным отсутствием людей в форме, пьянства и насилия становится не сильно меньше. Надежду на избавление символизирует град Китеж, но эпизод, в ходе которого рассказывается его легенда, наглядно демонстрирует: русский человек готов грешить не только до и после паломничества к святому, но и непосредственно во время оного. «Парк культуры» решил выяснить у исполнительницы главной роли, как ей давалось перевоплощение в неграмотную русскую бабу, было ли ей страшно и что она думает об историческом пути страны.

— Полфильма все пьют и лезут к вашей героине под юбку, еще полфильма продолжается примерно то же самое, но с привыканием и поправкой на первую мировую и гражданскую. Вас после такого фильма ужас не охватывает?

— И, заметьте, это еще только часть фильма, потому что половина материала не вошла в экранную версию: было гораздо больше всего. Поэтому сейчас, когда многие посмотрели картину и сказали «Ой, какая жесть, какая жесть!», я даже немного удивилась. По-моему, абсолютно правдивое кино — даже не до конца все рассказано и показано. В жизни все намного страшнее, а это кино, которое красиво снято, сложно назвать такое жестью. А в полной версии будет больше и жестоких моментов, и любовная линия раскроется полнее.

— Из женщин в кино последнего времени так последовательно доставалось от «ближних своих» героине Николь Кидман в «Догвилле» — для актрисы непростое испытание. Как вам далась такая роль?

— Приятное сравнение. Во время съемок, конечно, было сложно, но память удаляет самые страшные файлы, и остаются только хорошие впечатления. Хотя при просмотре картины ужас охватывал, когда вспоминались отдельные моменты съемок: были и травмы, и психологически было достаточно тяжело, но ничего конкретного уже не могу воскресить в памяти. Хотя вот был момент — жалко, не вошел в фильм — когда я на самом деле тонула.

— Это в сцене потопа, когда в подвал вода врывается?

— Да, там был крупный план того, как я ухожу под воду. И вот во время съемок этого эпизода не успела взять дыхание, а тут уже вода из брандспойтов бьет в лицо, меня за ниточку тянут вниз — было весело, но зрители пока моих мучений не увидят.

— Но в смысле психологических испытаний Андрей Сергеевич, наверное, не Триер в обращении с актерами...

— Может, и похлеще (смеется). Шучу, конечно, Андрей Сергеевич очень любит актеров и уважает: даже мэтры, снимавшиеся у него, говорили, что такого обращения на площадке не было никогда и нигде. И то, как он объяснял каждую задачу, и то, как вплоть до водителя знал всех по именам, — такое обращение большая редкость. И большая удача для актера.

— А как Андрей Сергеевич ставил задачи? Как вы находили те реакции, которые свойственны героине? Она же не как современный человек себя ведет, а для воссоздания того или иного времени недостаточно одеться в соответствующие костюмы...

— Он мне однажды сказал: «Даша, в этой сцене сыграй мне отчуждение, но не отстранение» (смеется) — так примерно. На самом деле и Андрей Сергеевич очень помогал, и с бабушками, которые были живыми прототипами моей героини, довелось пообщаться, и книги по истории. Помогал быт, который окружал на площадке: во время съемок училась доить корову, запрягать лошадь, собирать сено. Погружение в предметный мир было полным — Андрей Сергеевич даже попросил отказаться на время съемок от участия в других проектах, так что я совсем не выезжала из экспедиции. В какой-то момент стала кем-то вроде аборигена: актеры наши привозили гостинцы из Москвы.

— Как создавался этот предметный мир, как реконструировался повседневный быт, свадьба, которой довольно значительное время уделено в начале фильма?

— У нас были консультанты, была замечательная Ольга Юкечева (режиссер Ансамбля Дмитрия Покровского занималась с актерами постановкой говора. — прим. «Парка культуры»). В фильме есть персонаж — ведовствующая тетка Чуманиха, так по ней консультировала настоящая колдунья. А главный консультант этой картины — сам Андрей Сергеевич, который знал все о том, что и как должно быть: он же 30 лет готовился к этой картине. Замечал и правил каждую мелочь, вплоть до отдельных звуков в речи: вот здесь нужно сказать «табе», вот здесь нужно сказать «чудовишу».

— Вы же, кстати, городской житель из интеллигентной семьи с учеными и инженерами, а что в исторических фильмах, что у Бориса Хлебникова в «Свободном плавании» играете «героинь из народа» — насколько велика дистанция между вами и персонажами? Как вы на Варвару смотрите уже в качестве зрителя, когда фильм готов?

— Картину я два раза смотрела. В первый раз каждый кадр вызывал кучу воспоминаний — и приятных, и неприятных, так что целостного впечатления от фильма не сложилось — мешала близость прожитого. Ко второму разу уже возникла дистанция, а я умею смотреть кино и с профессиональной точки зрения, и как обычный зритель. Как актрисе, конечно, хочется что-то доиграть, что-то доделать, но я довольна тем, что получилось. А как молодой девушке мне интересна эта Варвара — как она любит, как изменяет, как страдает, рожает, бывает счастлива. Несмотря на свою неграмотность, незнание жизни и, может быть, глупость, она достаточно сильная, чтобы не терять веру, сохранять какой-то оптимизм. И интересно смотреть, как она с каждым годом взрослеет, становится более обрусевшей, менее доверительно относится к людям.

— Вы в кино прошлись уже по целой серии мрачных эпизодов русской истории: в «Расколе» (в одноименном сериале Дарья играет жену протопопа Аввакума), в «Живи и помни» Александра Прошкина. Это накладывается на вашу картину мира, меняет отношение к сегодняшнему дню?

— Я живу по принципу, согласно которому «мои знания пессимистичны, но моя вера оптимистична» (высказывание философа Альберта Швейцера. — прим. «Парка культуры»), и, конечно, опыт нашего государства не всегда располагает к оптимизму... Но есть же и поводы для гордости. Я рада, что родилась в России, что у меня именно такие родственники, что именно такие люди меня окружают, что у меня такой менталитет, какой есть. У каждой страны своя история — где-то страшнее, где-то проще. Уверена, мы не знаем и 40% истории, а что следующие поколения будут знать — и подумать страшно. Изменить прошлое нельзя — нужно не пасть духом, жить дальше и стараться, чтобы подобное не повторилось. Хотя, думаю, повториться может все.

— После фильма можно подумать, что Андрей Сергеевич полагает потоп единственным вариантом разрывания цепи насилия и грехов. И судя по тому, как автор комментирует картину, эта цепь в нашей истории и в нашем настоящем еще не разорвана.

— Ну я же в три раза моложе, и мне еще рожать, так что в силу возраста, может быть, не могу так мрачно смотреть на настоящее и в будущее. Или у меня просто настроение такое сегодня.

Новости и материалы
В МИД РФ сочли очевидным экстремизм коллективного Запада
В Нижнем Тагиле двух дезертиров осудили на 5,5 лет
«Могут носить только пацаны»: молодые люди раздели незнакомца из-за его внешнего вида
В «Манчестер Сити» заявили, что не собираются покупать российского игрока
Шахин Аббасов после нападения на байкера отправился ужинать
В Минобороны отчитались о перехвате ракет ВСУ за неделю
Назван продукт, снижающий риск развития диабета и ожирения
В Казани посещавший психолога юноша набросился на педагога с плоскогубцами
Главы МИД G7 заявили, что РФ может закончить конфликт на Украине «уже сегодня»
Генсек ООН призвал прекратить круг ответных ударов на Ближнем Востоке
На Украине открылся немецкий завод по производству беспилотников
Москвичу выписали штраф за флаг запрещенной террористической организации на машине
В Британии сочли, что решение об изъятии активов РФ должно быть общим
Рэпера Платину на концерте в Томске увели со сцены сотрудники ОМОН
В МИД Италии объяснили, кто примет решение по использованию российских активов
Американским фигуристам вручили шоколадные золотые медали за ОИ
В МВФ оценили устойчивость экономики РФ перед санкциями
Злоупотребление молоком может привести к инфаркту, рассказала врач
Эндокринолог Киселева: избыток молока в диете может привести к инфаркту
Все новости