Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Ходорковский» выходит

«Парк культуры» представляет фрагмент нашумевшего фильма Кирилла Туши о Михаиле Ходорковском

24 ноября в галерее Fotoloft на «Винзаводе» прошел первый показ документального фильма «Ходорковский». На следующей неделе «Ходорковский» откроет фестиваль неигрового кино «Артдокфест» и выйдет в российский прокат. «Парк культуры» с разрешения дистрибутора представляет читателям фрагмент картины, ставшей одной из самых громких премьер Берлинского фестиваля.

Работа немецкого режиссера-документалиста Кирилла Туши построена как фильм-расследование: иностранец приезжает в Россию и пытается понять, что происходит на процессе по делу ЮКОСа. Разумеется, помощи российских чиновников Туши не дождался, но поговорил с огромным количеством людей, взял короткое интервью у героя фильма прямо в зале суда, а затем и нарисовал его, в прямом смысле слова: в картине есть анимационные вставки под симфонию Арво Пярта, посвященную Михаилу Ходорковскому.

Впервые картина была показана на Берлинском международном кинофестивале 2011 года, в его документальной секции. Перед премьерой случилась поистине детективная история со взломом офиса режиссера, пропажей части материалов и финальной версии фильма, которую Туши, разумеется, успешно восстановил. Показы прошли настолько успешно, что организаторам Берлинале пришлось срочно организовать в рамках «Панорамы» еще один сеанс, а возможные прокатчики выстроились в очередь с предложениями о будущем сотрудничестве.

В России фильм, конечно, ждала непростая судьба. «Ходорковского» взялся прокатывать «Киноклуб на Винзаводе». Его арт-директор Ольга Паперная в интервью журналу «Огонек» рассказывала, что получить прокатное удостоверение в Минкультуры стоило немалых трудов и заняло больше времени, чем требуется другим фильмам.

Да и сам прокат складывался тяжело — взять ленту поначалу согласились лишь двадцать кинотеатров.
<1>
Кроме того, премьера «Ходорковского» в России была запланирована на 1 декабря — за три дня до выборов в Госдуму, что, безусловно, добавляло остроты ситуации, которая разрешилась за неделю до показа на открытии фестиваля «Артдокфест»: киносети одна за другой начали отказываться от «Ходорковского»; Паперная намекала на запрещающие звонки «сверху».

Чиновники, правда, существования запретов не признали; часть кинотеатров отговорилась тем, что документальное кино не их формат, а другие сослались на отсутствие каких-либо переговоров с «Киноклубом».

Как бы то ни было, к 21 ноября показывать картину в Москве соглашался лишь один зал — киноклуб «Эльдар».

Эксперт в области кинобизнеса, основатель ресурса «Кинобизон» Сергей Бондарев уверен, что «Ходорковский» мог выйти на 30–50 копиях и с каждой из них заработать от 200 до 500 тысяч рублей.

«Речь идет о площадках, у которых есть небольшие артхаусные залы и подготовленная аудитория. Некоторые из них могли бы сделать огромные деньги именно на эксклюзивности материала», — отметил Бондарев. Он уверен, что время премьеры было выбрано неправильно.
«Надо было выходить в другую дату. Выпускать его 1 декабря — это, по моему, политическое решение.

Понятно, зачем дистрибутору, принадлежащему группе «Живи» Михаила Прохорова, выпускать фильм накануне выборов. Дата, кстати, была утверждена заранее, еще до скандала с «Правым делом», но с учетом текущей обстановки ее нужно было поменять», — сказал Бондарев. По его мнению, картина смотрится интересно, в ней есть интересные моменты — таковыми, по его мнению, стали анимационные вставки, а также места, где Кирилл Туши пародирует нарративную манеру другого документалиста — знаменитого Майкла Мура («Фаренгейт 9/11»).

Фактор даты понимают и в «Киноклубе». Паперная в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru», рассказывая об отказах киносетей, отметила, что в частных кинотеатрах допускают, что документальный фильм о Ходорковском выйдет на экраны, но вопрос об этом будет поставлен только после выборов. Кроме того, владельцы кинотеатров хотят сначала посмотреть, будет ли пользоваться фильм спросом на оставшихся площадках — в московском «Эльдаре» и в регионах.

Реклама ... Рекламодатель: TECNO mobile Limited
Erid: 2RanynFDyWp