Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Митинги вошли в историю

В московском Манеже открылась выставка номинантов фотоконкурса «Серебряная камера – 2011»

В московском Манеже открылась выставка номинантов фотоконкурса «Серебряная камера – 2011»: на этот раз среди привычных репортажей о столичной жизни особое место заняла тема митингов – не только недавнего на Болотной площади, но и разных других. В уходящем году личный протест претендует на звание хроникального лейтмотива.

Нынешний конкурс на лучший фоторепортаж о Москве проводится в одиннадцатый раз. Принципиальным является то, что заявки принимаются от всех желающих, причем рассматриваются анонимно. Столь же имперсонально выглядит и выставка номинантов, на которой представлены около тысячи работ (остальные произведения, отобранные на конкурс, мелькают на экране в формате слайд-шоу). Ни члены жюри, ни зрители не знают имен авторов – всем экспонатам присвоены кодовые номера наподобие 011ск 2057/8. По традиции премия будет присуждаться по трем номинациям – «Архитектура», «События и повседневная жизнь», «Лица». Столь же традиционен и приз зрительских симпатий: для выявления его обладателя на выставке происходит анкетирование публики, но есть возможность проголосовать и онлайн. Церемония награждения лауреатов пройдет в конце января..

Снимки представлены в экспозиции в виде серий – иногда совсем коротких, иногда довольно объемистых.

Такая форма выглядит удачной сразу в двух смыслах: во-первых, жюри получает возможность осознанного выбора, не упираясь в одну-единственную эффектную фотографию; во-вторых, зрители с большей охотой вовлекаются в тот или иной сюжет, если он складывается из нескольких составляющих. Правда, у серийной подачи материала имеются и свои минусы. Например, подлинный репортерский азарт частенько подменяется концептуальными приемами. Подобных случаев на выставке хватает: помянуть хотя бы серию под названием «СССР--Москва», где портреты героинь – жительниц бывших союзных республик, обитающих ныне в российской столице, – совмещены с «портретами» соответствующих скульптур из ансамбля фонтана «Дружба народов». Придумка вроде неплохая, но в реализации скучна.

Гораздо занятнее, когда концептуальные ходы обеспечены еще и фантазией автора, и его исследовательскими усилиями.

Этими качествами отличается, к примеру, серия «Следы внеземных цивилизаций», представляющая собой субъективную антологию причудливых и слегка загадочных сооружений на московских улицах.

Ежегодные выставки «Серебряной камеры» в немалой степени похожи между собой, поскольку глубинное существование мегаполиса, как правило, не подвержено резким переменам. Обязательно найдутся в экспозиции и визуальные отчеты о буднях пожарной бригады, и портреты больных детей, и репортажи про гастарбайтеров, и мизансцены балетного закулисья, и эпизоды спортивных соревнований. Ситуация нормальная: в конце концов, в конкурсе награждают не за эксклюзивность съемки, а за мастерство. Однако каждый год возникают свои доминанты, что тоже объяснимо. Скажем, в прошлый раз акцент был сделан на задымлении столицы в результате летних пожаров: репортажей на эту тему насчитывалось сразу пять или шесть.

В этом году очевиден другой популярный тренд — митинги. Из одной только Болотной площади конкурсанты успели выжать три немаленьких «сериала»,

а еще в экспозиции можно встретить сюжеты и с «нашистскими» барабанщиками, и с выступлениями «Стратегии 31» на Триумфальной, и с активистами «Русского марша», и с побоищем на Манежной. Митинговые страсти разбросаны по всему залу и в глаза бросаются не сразу, но при подробном осмотре выставки репортажи подобного свойства невольно суммируются.

Вряд ли есть основания полагать, что организаторы конкурсного процесса из Московского дома фотографии намеренно вывели митинговые хроники на передний план. Очевидно, что этот лейтмотив задан самими фотографами, которым профессия велит держать нос по ветру. Когда куется история, репортеры своего шанса не упускают. Осталось лишь понять, действительно ли она куется на улицах и площадях.

Реклама ... Рекламодатель: TECNO mobile Limited
Erid: 2RanynFDyWp