Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Люди

Анатолий Равикович
Кадр из фильма «Покровские Ворота» (1982)
Кадр из фильма «Покровские Ворота» (1982)
Анатолий Равикович
Владимир Балон (Де Жюссак) и Анатолий Равикович (Мазарини) в фильме «Возвращение мушкетеров» (2009)
Михаил Швыдкой и Анатолий Равикович
Анатолий Равикович в молодости
Кадр из фильма «Загадка Эндхауза»(1989)
Кадр из фильма «Мушкетёры двадцать лет спустя» (1992)
Кадр из фильма «Русский транзит» (1994)
Анатолий Равикович
Кадр из фильма «Покровские Ворота» (1982)
Кадр из фильма «Покровские Ворота» (1982)
Анатолий Равикович
Владимир Балон (Де Жюссак) и Анатолий Равикович (Мазарини) в фильме «Возвращение мушкетеров» (2009)
Михаил Швыдкой и Анатолий Равикович
Анатолий Равикович в молодости
Кадр из фильма «Загадка Эндхауза»(1989)
Кадр из фильма «Мушкетёры двадцать лет спустя» (1992)
Кадр из фильма «Русский транзит» (1994)
  • Анатолий Равикович
  • Кадр из фильма «Покровские Ворота» (1982)
  • Кадр из фильма «Покровские Ворота» (1982)
  • Анатолий Равикович
  • Владимир Балон (Де Жюссак) и Анатолий Равикович (Мазарини) в фильме «Возвращение мушкетеров» (2009)
  • Михаил Швыдкой и Анатолий Равикович
  • Анатолий Равикович в молодости
  • Кадр из фильма «Загадка Эндхауза»(1989)
  • Кадр из фильма «Мушкетёры двадцать лет спустя» (1992)
  • Кадр из фильма «Русский транзит» (1994)
1 10

«Меня звали на разные варианты Хоботова»

Скончался исполнитель роли Хоботова в «Покровских воротах», артист театра и кино Анатолий Равикович

«Парк культуры»

8 апреля в Петербурге в возрасте 75 лет скончался актер театра и кино, народный артист РСФСР Анатолий Равикович.

«Когда я снимался в роли Хоботова, то был уже известным театральным артистом», — сказал актер в одном из интервью, и это не было лукавством.

Анатолий Равикович родился в 1936 году в Ленинграде, закончил Институт театра, музыки и кино (сейчас — СПбГАТИ, академия театрального искусства), а его карьера в театре началась на Дальнем Востоке: несколько лет актер отработал в Комсомольске-на-Амуре. И лишь в 1962 году он вернулся в родной город: режиссер Игорь Владимиров пригласил его в Театр имени Ленсовета. Этому коллективу Равикович отдал 26 лет, а его партнерами по сцене были Георгий Жженов, Алексей Петренко, Алиса Фрейндлих, Михаил Боярский. Он играл разные роли, главные и неглавные, в спектаклях «Пигмалион» и «Ромео и Джульетта», «Левша», «Дульсинея Тобосская», «Преступление и наказание» и «Трехгрошовая опера».

А благодаря «Малышу и Карлсону» Равикович познакомился с женой: он играл «мужчину в самом расцвете сил», а актриса Ирина Мазуркевич — Малыша.

Но если в театре карьера актера складывалась удачно — замечательный коллектив, хорошие постановки, — то с кино у Равиковича долгое время отношения не складывались. Он снимался в небольших и незапоминающихся эпизодах — у Элема Климова в «Агонии», в полузабытом «Воздухоплавателе», посвященном борцу Ивану Заикину, детском фильме «Капитан Соври-голова»... Всё изменилось в начале 80-х.

В 1981 году он получил роль, которая стала для него звездной — и, увы, осталась единственной таковой в его фильмографии: Михаил Козаков утвердил его на роль Хоботова в своих легендарных «Покровских воротах». Фильм, разошедшийся на цитаты и афоризмы, без Равиковича просто не состоялся бы: замечательные реплики Леонида Зорина нужно было еще и замечательно исполнить. Именно Равикович в многофигурной пьесе Зорина сделал своего персонажа главным. Но сам себя при этом оценивал очень строго. «Хоботов у меня получался какой-то одномерный, как карикатура. Все у него падает, ничего он не может... Ну не бывает таких. Это придурок, и любить его не за что», — писал артист о себе в своей книге воспоминаний «Негероический герой», вышедшей в 2008 году.

«Меня стали звать в кино. Причем, как это всегда в кино бывает, звали меня на разные варианты Хоботова, только меньшие по масштабу: Хоботов-француз, Хоботов-белорус, Хоботов-стоматолог, Хоботов-гинеколог, Хоботов-мафиози...» — вспоминал он.

Вообще в кино Равикович показал себя отменным комедиантом, но при этом остался «королем второго плана» или даже эпизода. Тем не менее в любом фильме он запоминался – будь то советская «Прохиндиада», где он мелькнул в качестве тамады на свадьбе, или вышедшие уже в следующих десятилетиях продолжения киносаги о трех мушкетерах, в трех фильмах которой он сыграл кардинала Мазарини. Роли ему диктовали яркая внешность и выраженный артистический характер — так, в малоизвестной (а теперь и вовсе раритетной) советской экранизации «Хоббита» он играл гнома Торина.

Начало активной работы в кино совпало с кризисом в Театре им. Ленсовета, из которого ушли практически все ведущие актеры, в том числе Фрейндлих и Боярский. Покинул труппу и Равикович — вместе с женой он перешел в Театр комедии имени Акимова. Там он сыграл множество ролей, в их числе был и Тартарен в «Тартарене из Тараскона» по книге Aльфонса Доде — в 2002 году он исполнил эту же роль в картине Дмитрия Астрахана.

Играть в театре и сниматься продолжал вплоть до последнего года жизни. В его фильмографии более 60 картин, а последним фильмом с его участием должен был стать «Не бойся, я с тобой-2» — сиквел знаменитой картины Юлия Гусмана.