Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Кино

Михаэль Ханеке, Эмманюэль Рива и Жан-Луи Трентиньян на церемонии награждения.
Члены жюри Каннского кинофестиваля, жюри возглавляет итальянский режиссер и культуртрегер Нанни Моретти.
Одри Тату и Эдриан Броуди на сцене во время церемонии награждения Каннского кинофестиваля.
Жан-Луи Трентиньян, сыгравший в фильме «Любовь» на церемонии награждения.
Лучшим актером на Каннском фестивале стал Мэдс Миккельсен, сыгравший в фильме «Охота».
Приз жюри Каннского кинофестиваля получил британский режиссер Кен Лоуч за фильм «Доля ангелов».
Приз за лучший сценарий на Каннском фестивале получил румынский режиссер Кристиан Мунджу за фильм «За холмами» .
Гран-при Каннского кинофестиваля присудили фильму «Реалити-шоу» итальянского режиссера Маттео Гарроне.
Лучшим режиссером на Каннском кинофестивале признали мексиканца Карлоса Рейгадаса, снявшего картину «После мрака свет». На фото: Карлос Рейгадас и Тим Рот.
«Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля получил австрийский режиссер Михаэль Ханеке за фильм «Любовь».
Лучшими актрисами в Каннах стали Кристиан Флютур и Космина Стратан, сыгравшие в фильме «За холмами».
Михаэль Ханеке, Жан-Луи Трентиньян и Эмманюэль Рива на фотоколле после вручения наград.
Актер Жан Дюжарден с женой Александрой Лами на красной дорожке.
Стинг с женой Труди Стайлер на красной дорожке Каннского фестиваля.
Михаэль Ханеке, Эмманюэль Рива и Жан-Луи Трентиньян на церемонии награждения.
Члены жюри Каннского кинофестиваля, жюри возглавляет итальянский режиссер и культуртрегер Нанни Моретти.
Одри Тату и Эдриан Броуди на сцене во время церемонии награждения Каннского кинофестиваля.
Жан-Луи Трентиньян, сыгравший в фильме «Любовь» на церемонии награждения.
Лучшим актером на Каннском фестивале стал Мэдс Миккельсен, сыгравший в фильме «Охота».
Приз жюри Каннского кинофестиваля получил британский режиссер Кен Лоуч за фильм «Доля ангелов».
Приз за лучший сценарий на Каннском фестивале получил румынский режиссер Кристиан Мунджу за фильм «За холмами» .
Гран-при Каннского кинофестиваля присудили фильму «Реалити-шоу» итальянского режиссера Маттео Гарроне.
Лучшим режиссером на Каннском кинофестивале признали мексиканца Карлоса Рейгадаса, снявшего картину «После мрака свет». На фото: Карлос Рейгадас и Тим Рот.
«Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля получил австрийский режиссер Михаэль Ханеке за фильм «Любовь».
Лучшими актрисами в Каннах стали Кристиан Флютур и Космина Стратан, сыгравшие в фильме «За холмами».
Михаэль Ханеке, Жан-Луи Трентиньян и Эмманюэль Рива на фотоколле после вручения наград.
Актер Жан Дюжарден с женой Александрой Лами на красной дорожке.
Стинг с женой Труди Стайлер на красной дорожке Каннского фестиваля.
  • Михаэль Ханеке, Эмманюэль Рива и Жан-Луи Трентиньян на церемонии награждения.
  • Члены жюри Каннского кинофестиваля, жюри возглавляет итальянский режиссер и культуртрегер Нанни Моретти.
  • Одри Тату и Эдриан Броуди на сцене во время церемонии награждения Каннского кинофестиваля.
  • Жан-Луи Трентиньян, сыгравший в фильме «Любовь» на церемонии награждения.
  • Лучшим актером на Каннском фестивале стал Мэдс Миккельсен, сыгравший в фильме «Охота».
  • Приз жюри Каннского кинофестиваля получил британский режиссер Кен Лоуч за фильм «Доля ангелов».
  • Приз за лучший сценарий на Каннском фестивале получил румынский режиссер Кристиан Мунджу за фильм «За холмами» .
  • Гран-при Каннского кинофестиваля присудили фильму «Реалити-шоу» итальянского режиссера Маттео Гарроне.
  • Лучшим режиссером на Каннском кинофестивале признали мексиканца Карлоса Рейгадаса, снявшего картину «После мрака свет». На фото: Карлос Рейгадас и Тим Рот.
  • «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля получил австрийский режиссер Михаэль Ханеке за фильм «Любовь».
  • Лучшими актрисами в Каннах стали Кристиан Флютур и Космина Стратан, сыгравшие в фильме «За холмами».
  • Михаэль Ханеке, Жан-Луи Трентиньян и Эмманюэль Рива на фотоколле после вручения наград.
  • Актер Жан Дюжарден с женой Александрой Лами на красной дорожке.
  • Стинг с женой Труди Стайлер на красной дорожке Каннского фестиваля.
1 14

Любовь и другие эмоции

«Золотой пальмовой ветвью» 65-го Каннского кинофестиваля наградили «Любовь» Михаэля Ханеке

Антон Долин

«Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля досталась картине «Любовь» Михаэля Ханеке, уже второй раз в своей карьере становящегося лауреатом главной награды самого престижного киносмотра мира. Россияне получили награды за лучшую короткометражку и приз ФИПРЕССИ.

В Канне награждена «Любовь» Михаэля Ханеке, и прекрасный режиссер становится членом элитного клуба дважды лауреатов «Золотой пальмовой ветви». Есть в этом кратком списке и великие – Коппола, Дарденны, покойный Имамура; и два недоразумения — Кустурица и Билле Аугуст.

Ханеке явно принадлежит к первой категории. Но его нынешний приз ничуть не почетный, а актуальный, осмысленный, своевременный. В Канне-2012 добрая половина фильмов была так или иначе посвящена любви, но никто не высказался по стародавнему вопросу так внятно, точно и глубоко, как Ханеке. Он впервые показал себя больше гуманистом, чем моралистом, и продемонстрировал редкую мудрость, бесстрашно атаковав затасканную тему. Приз заслуженный, а соображения насчет того, как глупо давать за второй фильм подряд ту же самую награду, недостойны серьезного разговора.

«Любовь» была лучшим фильмом фестиваля. Теперь это задокументировано официально.

Претензии к жюри, которое возглавлял итальянский режиссер и культуртрегер Нанни Моретти, высказали, кажется, все. И это понятно: трудно найти ту картину мира, в которую впишутся одновременно эстет-радикал Карлос Рейгадас и угождающий популярным вкусам Маттео Гарроне, аскетизм румынской новой волны Кристиана Мунджиу и добротное социальное кино Томаса Винтерберга или Кена Лоуча. Судя по всему, вердикт жюри – действительно плод коллективной работы, а не попытка последовательного высказывания о состоянии мира и кинематографа. Однако если это и компромисс, то компромисс высокого класса.

Синефилам бросили кость, дав Рейгадасу за его «Post Tenebras Lux» режиссерский приз.

Кино не из самых удачных, но смелые эксперименты надо поощрять. Но и широкой аудитории Канн должен потрафить, иначе ему суждено будет превратиться в Локарно или Роттердам, потеряв внимание всего мира. Отсюда (а вовсе не из мафиозных соображений, как заподозрили скептики) и присуждение престижного Гран-при «Реальности» Гарроне, качественному и далеко не глупому образцу итальянской социальной комедии. Другой пример – получившая приз жюри «Доля ангела» Лоуча. Тоже смешная и оптимистическая комедия, тоже с политическим подтекстом.

Конечно, тематическая актуальность крайне важна. Пусть «Охота» Винтерберга – картина консервативная, но история порядочного человека, которого заподозрили в педофилии, своевременна и злободневна.

Жюри мудро обошло сам фильм, но вручило приз бесспорному любимцу публики Мадсу Миккельсену, который и сыграл очень хорошо, и в призе нуждается больше, чем какой-нибудь Брэд Питт (тоже теоретический претендент). С другой стороны, Миккельсен – европейская звезда, а фестивали должны поощрять новичков. Равновесие было восстановлено путем присуждения приза за лучшую женскую роль сразу двум девушкам-дебютанткам, феноменально убедительным в драме «За холмами» Мунджиу, Кристине Флутур и Космине Стратан.

Трудно что-либо возразить и против награждения самого Мунджиу за сценарий: румынский автор прошел по острию ножа, сведя в одном сюжете атеистов и фанатиков, влюбленных и безразличных.

Да, ведь его фильм тоже про любовь.

Вероятно, аналитической и виртуозной ленте Сергея Лозницы «В тумане», по мнению жюри, не хватило именно эмоциональности и тепла, которые ощущаются в каждой из награжденных картин. Зато критикам это не помешало вручить приз международной прессы ФИПРЕССИ российскому фильму, а для любого режиссера авторского кино признание критиков важнее иных трофеев.

Еще больше повезло вчерашней вгиковской студентке Таисии Игуменцевой с получасовой работой «Дорога на», представленной в конкурсе дипломных картин «Синефондасьон».

Игуменцева получила первый приз и 15 тысяч евро из рук президента короткометражного жюри Жана-Пьера Дарденна. К слову, ее фильм тоже об острой форме любви, которую переживают молодые кассирша и клерк.

Неординарной формой выражения этого чувства становится своеобразный перформанс, в ходе которого влюбленные, облачившись в свои лучшие костюмы, приходят ночью во двор московской многоэтажки и громогласно покрывают ее спящих обитателей столь же многоэтажным матом.

Очень нежное кино и весьма забавное, хотя нынешнюю каннскую лауреатку Игуменцеву и не хотели аттестовывать в родном институте — мол, нечего ругаться с экрана.

Многие возмущаются тем, что жюри посмело проигнорировать их фаворитов. Далее фамилии варьируются: одним обидно за Леоса Каракса, другим – за Хона Сан-Су, третьих оскорбило невнимание судей к старенькому Алену Рене.

Здесь пора вспомнить, что фестиваль – всего лишь условная игра в победителей и проигравших, и для любых продюсеров куда важнее продажи фильма на кинорынке и рецензии после официальной премьеры, нежели отметка о призе на постере.

У тех же Каракса и Хона есть мощные фан-базы, которые их превознесут без лишних «пальм», а Рене успели присудить почетную награду еще за прошлый фильм (который был лучше теперешнего), и хватит. Он, слава богу, давно беседует с вечностью, а не с Нанни Моретти.

Последним подарком Канна стал показ фильма «Мад», новой работы одного из самых молодых конкурсантов – 34-летнего Джеффа Николса. Его отсутствие в списке призеров может объясняться резкой нелюбовью Моретти к американскому кино или тем, что к субботе призы уже были распределены и расклад решили не менять.

Так или иначе, «Мад» оказался одной из самых трогательных и забавных картин о первой любви, снятых за последние сто лет. Тут любовь не элемент интриги, а разлитая в воздухе субстанция, могучая идея, готовая воплотиться в первом встречном и первой встречной, сколь бы несовершенными они ни были.

Что до сюжета, то он является развернутым парафразом «Приключений Тома Сойера и Гекльберри Финна». Двое центральных героев – мальчики, живущие на берегах Миссисипи, а таинственный Мад (неожиданно эффектная роль Мэтью Макконахи) – романтический беглец, совершивший убийство во имя любимой девушки; по сути, индеец Джо, который становится не врагом, а союзником современных Тома с Геком. Неумолкающие аплодисменты на финальных титрах свидетельствовали отнюдь не только о таланте Николса, режиссера в самом деле самобытного, но и о том, что слово «любовь» в заголовке самого нашумевшего каннского фильма возникло отнюдь не случайно.