Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«У меня есть два часа без антракта»

Интервью с Дмитрием Быковым

Дмитрий Быков рассказал «Газете.Ru» о новом проекте «Господин хороший», жанре политического кабаре в России и о том, существует ли в нашей стране «оппозиционная культура».

В четверг концертом в Театре Эстрады стартует «Господин хороший» — новый проект литератора Дмитрия Быкова, артиста Михаила Ефремова и продюсера Андрея Васильева. Их нынешняя антреприза придет на смену нашумевшему проекту «Гражданин поэт», в котором Михаил Ефремов исполнял версификации стихов известных поэтов, сделанные Быковым. Новый проект будет, по словам его авторов, более ориентированным на различные популярные жанры. «Господин хороший» был представлен в мае на вручении премии ТЭФИ: как рассказал тогда публике Ефремов, главным героем каждого стихотворения будет один и тот же «хороший человек», вмешательство которого будет исправлять все нехорошее, что происходит в стране. Дмитрий Быков рассказал «Газете.Ru» о том, чего ждать от нового проекта, нужен ли юмор в политике, и о том, как связана его деятельность на сцене с его деятельностью в рядах оппозиции.

— Смена формы, имени, названия — это следствие быстро меняющегося времени или оно произошло по каким-то вашим внутренним причинам?

— Ну как сказать, меняются настроения, меняется контекст. Это во-первых. А во-вторых, неинтересно повторять одно и то же, хочется пробовать новые жанры, новые средства какие-то выразительные, в том числе и музыкальные. А не ограничиваться только стихами в манере конкретного поэта. То есть это такой апгрейд. А содержание останется то же: тесная взаимосвязь с реальностью — бытовой, моральной и политической. Как и прежде, я буду писать в течение вечера одно стихотворение «на заказ», на тему, предложенную зрителем. Остальные номера будут подготовлены заранее.

— То есть ваш новый проект будет двигаться в сторону выступлений на театральной сцене и в меньшей степени будет представлен на радио и YouTube, как это было с «Гражданином поэтом»?

— Честно говоря, это еще не до конца решено, пока проект в стадии становления. Мы сначала опробуем новый проект на публике, а уж потом определим по реакции зала, в каком режиме ему быть — еженедельном, телевизионном или театральном.

— А вам какая форма ближе, от какой вы чувствовали большую отдачу — от выступлений перед публикой или от радио- и видеороликов?

— Нравится и перед публикой выступать, и слушать по радио, и наблюдать, как люди смотрят видео в интернете. Зрителей на концерте привлекает то, что это сделано на их глазах — честно, без обмана, как открытая кухня: вот в начале зритель заказал стихотворение, а вот в конце получил, что называется, на хорошем сливочном масле. Но на концертах меньше заботишься о форме — у тебя есть два часа без антракта, чтобы выполнить задачу. И я часто уже потом понимаю, что те или иные «заказы» можно было выполнить по-другому, лучше и совершеннее. На радио и ТВ, конечно, таких рамок нет, и у меня больше времени, чтобы привести текст, скажем так, в чувство.

— В Европе основной формой разговора со сцены о политике является кабаре. У нас же ни оформившейся политической сцены, ни политического искусства до последнего времени не было. Насколько ваш опыт с «Гражданином поэтом» укладывается в эту европейскую традицию?

— Не могу сказать, что мы сознательно целились в этот жанр, но, скажем, «Гражданина поэта» можно было называть политическим кабаре. Другое дело, что этой форме куда больше соответствует как раз «Господин хороший» — там стало больше музыки.

— И на «прогулке писателей», и на «Оккупай Абай» многие активисты говорили, что нынешней оппозиции не хватает своей культуры — своего рода контркультуры, в первую очередь культуры иронической. Оба ваши, Дмитрий, проекта явно в нее запишут, тем более что вы номинируетесь в Координационный совет оппозиции...

— Знаете, я вот не очень согласен с этим утверждением. У нас и так многовато клоунады на всех уровнях. Чувство юмора — хорошая вещь, но в КС я собираюсь быть предельно серьезен. Можно сколько угодно высмеивать режим, но для заявленной КС цели — первоочередных мерах по спасению страны — нужна позитивная программа. А позитивная программа предлагает уже определенный уровень серьезности, и лишний юмор только повредит.

— А как по-вашему, существует ли сегодня само понятие контркультуры — подобной, например, той, что существовала в эпоху конца 80-х?

— В самом слове контркультура мне слышится что-то антикультурное. Другое дело, что у протеста всегда появляется своя культура: посмотрите, в рядах нынешних оппозиционеров куда больше людей искусства, чем профессиональных политиков. Объяснение этому, мне кажется, простое: людям искусства совесть нужна профессионально. Иначе они просто писать и сочинять не смогут.

Новости и материалы
В МИД РФ сочли очевидным экстремизм коллективного Запада
В Нижнем Тагиле двух дезертиров осудили на 5,5 лет
«Могут носить только пацаны»: молодые люди раздели незнакомца из-за его внешнего вида
В «Манчестер Сити» заявили, что не собираются покупать российского игрока
Шахин Аббасов после нападения на байкера отправился ужинать
В Минобороны отчитались о перехвате ракет ВСУ за неделю
Назван продукт, снижающий риск развития диабета и ожирения
В Казани посещавший психолога юноша набросился на педагога с плоскогубцами
Главы МИД G7 заявили, что РФ может закончить конфликт на Украине «уже сегодня»
Генсек ООН призвал прекратить круг ответных ударов на Ближнем Востоке
На Украине открылся немецкий завод по производству беспилотников
Москвичу выписали штраф за флаг запрещенной террористической организации на машине
В Британии сочли, что решение об изъятии активов РФ должно быть общим
Рэпера Платину на концерте в Томске увели со сцены сотрудники ОМОН
В МИД Италии объяснили, кто примет решение по использованию российских активов
Американским фигуристам вручили шоколадные золотые медали за ОИ
В МВФ оценили устойчивость экономики РФ перед санкциями
Злоупотребление молоком может привести к инфаркту, рассказала врач
Эндокринолог Киселева: избыток молока в диете может привести к инфаркту
Все новости