Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

С чего посылается родина

«Ай Вэйвэй: Никогда не извиняйся» — история самого знаменитого современного художника и диссидента Китая

В прокат выходит документальный фильм «Ай Вэйвэй: Никогда не извиняйся», в котором самый известный современный художник Китая посылает куда подальше родину, а родина в ответ прячет куда подальше художника.

«Итак, — начинает свой рассказ немолодой полный бородач Ай Вэйвэй, — у нас тут около сорока кошек, и только одна из них умеет открывать дверь. Остальные ждут, когда это сделает кто-то из людей. Но, если бы я никогда не встретил такую кошку, я не знал бы, что кошки могут открывать двери». Кошек и правда много, но поскольку на экране китайский художник-диссидент, то неминуемо подозрение: кошки — это не просто кошки, а метафора.

Возможно, удивительная кошка — это сам Ай Вэйвэй, который решил приоткрыть в Китае дверь свобод — в первую очередь, свободы информации.

Одним из первых проектов, которые прославили художника, была акция, не столько похожая на современное искусство, сколько на волонтерский почин. После землетрясения в Сычуане Ай Вэйвэй возмутился тем, что власти замалчивают количество детей, чьи жизни оборвались во время пребывания в школах, и организовал сбор и подсчет имен юных жертв. В этом действии содержались и вопрос о качестве строительства государственных школ, под обломками которых оказались погребены тысячи школьников, и ритуал сохранения памяти о погибших.

Ранее Ай Вэйвэй выступил с критикой Олимпийских игр 2008 года в Пекине. Скандальность ситуации заключалась в том, что изначально он был причастен к их организации в качестве соавтора «птичьего гнезда» — главной спортивной арены, возведенной в столице по этому поводу. Тогда художника возмутили действия Компартии, которая зачищала перед Играми город от неблагонадежных и неблагообразных, с ее точки зрения, элементов. Массово высылались из города трудовые мигранты, что напоминает о Москве 1980-го: ее «приводили в порядок» похожими методами.

В общем, перед нами скорее политический активист, чем просто художник.

Оно и понятно: просто художником видеть Ай Вэйвэя хотела бы его мама, которая по-матерински переживает за судьбу сына — как бы не оказался за свою активность в тюрьме, а то и что похуже может случиться. Но активизм у сына в крови. Такой же свободолюбивой кошкой был его отец, поэт и революционер-коммунист, который сначала сидел в застенках режима Чан Кайши, а затем был сослан родной Компартией на 19 лет в глухую провинцию для «трудового перевоспитания». Вместе с семьей. Ему еще повезло, что поэтом был популярным.

По всему видно, что художник Ай Вэйвэй, который выставляет на Западе сколоченные в герб табуретки, бьет древние китайские вазы и усыпает пол лондонской галереи «Тейт Модерн» семечками, режиссеру Элисон Клейман не очень интересен.

Даже знаменитой серии фотоснимков, на которых герой показывает средний палец знаковым объектам мировых столиц, начиная с пекинского Императорского дворца, уделяется совсем немного экранного времени. Чуть больше — не менее известной фразе «Пошла ты ..., Родина!»

Все это, конечно, также не лишено социально-политического содержания, но прямая борьба важнее.

Да и сам Ай Вэйвэй отдается ей, кажется, с большим энтузиазмом. Он честно признает, что почти не участвует в физическом изготовлении объектов своего искусства — только генерирует идеи, которые потом превращают в артефакты наемные работники. Зато физическое присутствие художника в политической жизни более чем ощутимо для него самого. Борец за свободу отправляется давать показания в защиту одного из активистов по делу о последствиях того самого землетрясения, но получает в ночи по голове от одного из местных полицейских. Те заявились к нему в номер и сорвали присутствие на судебном заседании.

Поврежденная голова будет вскоре прооперирована в Мюнхене и станет еще одним арт-объектом. Ровно по ее поводу будет послана куда подальше родина.

Родина в долгу не остается и старательно (знакомый до боли российскому читателю сценарий) подтверждает худшие о себе догадки. Сначала сносят свежепостроенную мастерскую ставшего опальным художника. Затем пропадает почти на три месяца и он сам. Разрывается Twitter тегом #freeaiweiwei, по всему миру проходят акции в поддержку арестованного (как выяснится позже) правдоруба, на крыше «Тейт Модерн» появляется надпись «Свободу Ай Вэйвэю».

Собственно, те, кто не слишком хорошо знает историю диссидентства в Китае, могут получить некоторое о ней представление и оценить, насколько все происходящее в далекой, но близкой стране кажется знакомым. Ровно настолько, что любые комментарии представляются излишними. Самому герою фильма их, кстати, после ареста запретили. Впрочем и кошки, о которых мы как-то подзабыли, никогда ничего не комментируют, но среди них все равно находятся такие, что норовят открыть дверь. Еще кошки — в отличие от людей, по замечанию Ай Вэйвэя, — дверь за собой никогда не закрывают. Если это все же метафора, то, пожалуй, так себе. Но тут как раз показывают, что действия важнее метафор.

Новости и материалы
В Харькове повреждены многоэтажные здания, есть раненые
Экс-спикер Рады: отказ украинцам в консульских услугах приведет к потере целого поколения
Две трети россиян признали бесполезным худеть к лету
Синоптики анонсировали заморозки в Москве 24 апреля
В Верховной раде Украины нашли вариант финансирования ВСУ
Начался суд между Adidas и Nike
Ученые узнали, почему людям так сложно возрождать старую дружбу
Россиянам напомнили о льготах при поступлении в вузы в 2024 году
Госсекретарь США обсудит в Китае Россию
Ученые создали искусственные клетки и научились программировать их поведение
В аэропорту Сочи на борту самолета был задержан неадекватный пассажир
Половина россиян не знают симптомы диабета
Армянский архиепископ пригрозил проклятием за забвение геноцида
Нападающий ЦСКА заявил, что рад смене тренера
Стали известны подробности задержания замминистра обороны
Эрдоган назвал Нетаньяху Гитлером
Байден заявил, что США являются единственным мировым лидером
В Харькове произошел взрыв
Все новости