Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Умер Федор Хитрук

Не стало классика отечественной мультипликации, автора «Винни-Пуха» и «Фильм, фильм, фильм»

На 96-м году жизни скончался российский мультипликатор, режиссёр и сценарист, народный артист СССР Федор Хитрук.

За 20 лет работы режиссером он сделал лишь пятнадцать картин — вроде бы не слишком много, но и переоценить их значение очень сложно. Он начал с почти бытовой «Истории одного преступления», а закончил притчей «Лев и бык», перенеся на экран сказку, очень напугавшую его в детстве. А между ними уложилось многое — и три «Винни-Пуха», и «Каникулы Бонифация», и «Фильм, фильм, фильм», совершенно серьезная история о кино, рассказанная несерьезным «мультяшным» языком.

И каждая из сделанных Хитруком картин сразу и навсегда вошла в золотой фонд отечественной кинематографии.

Профессиональным художником Хитрук стал в Германии, где оказался вместе со своими родителями в 1931 году. В своих воспоминаниях, которые публиковал журнал «Киноведческие записки», он описывает, как вместе с матерью ходил устраиваться в Штутгартскую академию искусств. Молодого человека туда не приняли, посоветовав обратиться в художественно-ремесленное училище. Из него Хитрук вышел с твердой уверенностью, что нашел для себя профессию в жизни — иллюстратор.

Вернувшись из-за границы, поступил в Институт повышения квалификации художников-графиков. «На нашем курсе обучался пожилой художник, работавший на киностудии мультипликационных фильмов — я и не подозревал, что в Москве есть такая студия, — вспоминает Хитрук. — Однажды, присмотревшись к моей манере рисовать, он сказал: «Попробуйте толкнуться к нам на студию. У вас есть данные». Какие данные, не объяснил. Видимо, он имел в виду мою привычку рисовать очень быстро. Привычка эта у меня появилась еще в Штутгарте, во время походов в зоопарк: ведь звери не будут вам позировать, они в постоянном движении».

На «Союзмультфильм» Хитрук впервые пришел в мае 1937 года, правда лишь затем, чтобы получить отказ:

«Начальник производства Николай Васильевич Башкиров, человек с лицом Мефистофеля и с добрейшей душой... спокойно сказал: «Мультипликаторы сейчас не требуются». Словно речь шла о дворниках или водопроводчиках». Лишь через полгода, когда студия объявила конкурс на замещение вакантных должностей художника-мультипликатора, Хитрука, наконец, взяли на позицию стажера.

Его первым мультфильмом стал «Дядя Степа» режиссера Владимира Сутеева — стажеру поручили нарисовать дворника. А первой самостоятельной работой в качестве художника-мультипликатора стал мультфильм «Ивашко и Баба-яга».

Следующие четверть века Хитрук рисовал.

Он принял участие в создании более семидесяти фильмов, среди которых «Цветик-семицветик», «Аленький цветочек», «Гуси-лебеди», «Каштанка» и многие другие, сделанные, в подражание Уолту Диснею, в плавной технике, отличавшей советскую анимацию того времени. А потом набрался смелости и попробовал себя в режиссуре.

Его первым самостоятельным фильмом была смешная и короткая «История одного преступления», пародировавшая западные детективы с поправкой на советские реалии: главного героя, по имени Василий Мамин, так утомляет шум за стеной, что он решается на убийство. Дебют оказался удачным: «История…» получила несколько призов на международных фестивалях. Впрочем у Хитрука-режиссера таковой оказывалась каждая работа. Например, сделанный через два года после дебюта «Топтыжка» был отмечен в Венеции, а следующий фильм, «Каникулы Бонифация» по книге чешского писателя Милоша Мацоурека, привез награды из Ирландии, Румынии и Ирана.

Затем был «Фильм, фильм, фильм» — уморительное «мульткино о кино», главного героя которого, лысоватого тостяка-режиссера, Хитрук срисовал со своего коллеги Льва Мильчина.

Конечно, вряд ли мультфильмы Хитрука стали бы классикой советского кинематографа, если бы не тесное сотрудничество режиссера и его художников — Сергея Алимова, Владимира Зуйкова и Эдуарда Назарова. И именно с помощью художников он сделал самый, вероятно, известный свой фильм — трилогию о Винни-Пухе, которая каждый год только добавляет себе новых поклонников, от мала до велика. Образы милновских медведя и поросенка Пятачка, созданные всей съемочной группой, оказались настолько удачными, что буквально стерли из коллективной памяти и работы предыдущих иллюстраторов, и то, что нарисовали диснеевские аниматоры. Фильмов про российского Винни-Пуха оказалось всего три, и «виноват» в этом оказался именно Хитрук: после завершения третьей картины он заявил, что дальше начнется халтура, и отказался делать продолжение. То же самое, кстати, было и с «Топтыжкой»: Хитруку предлагали сделать из него целый сериал в США, но он этого предложения не принял. Конечно, он и дальше делал серии, правда короткие. Например, снял почти в самом конце режиссерской карьеры «древнегреческую» дилогию, первой частью которой стала забавная экранизация мифа об Икаре, а второй — лента «Олимпионики», в которой Хитрук переводил на язык анимации несколько мифов.

Интересно, что последняя работа «Лев и бык», сделанная им в 1986 году, была экранизацией одной из первых книг, прочитанных Хитруком в детстве: по его воспоминаниям, она вызвала у него настоящее потрясение.

Восточная сказка повествует о двух сильных животных, бывших крепкими друзьями, но пошедших друг на друга войной в результате наушничества подлого Шакала. В конце концов Шакал погибал от удара львиной лапы. «Я много раз перечитывал эту сказку, все надеялся, что гордые звери не поверят шакалу. А они верили и погибали, и я ревел от горя. В конце концов у меня эту книжку отобрали, и долгое время она не попадалась мне на глаза. Но я помню ее до сих пор как одно из самых сильных переживаний детства, и — кто знает? — может быть, она впоследствии предостерегла меня от каких-то подлостей».

Уолт Дисней в свое время показал, как анимацию можно поставить на конвейер. Федор Хитрук, который и пришел в анимацию, посмотрев диснеевские картины во время первого Московского кинофестиваля в 1935 году, совершил обратный переход: фактически каждый из его фильмов был сделан «вручную», для каждого он и его сотрудники придумывали свою технику, которая лучше всего отражала бы первоначальный замысел. Хитруку удалось создать анимационную школу. Его учениками были, например, Эдуард Назаров (он начинал как художник, потом и сам стал режиссером и сделал удивительный мультик «Жил-был пес») и Александр Петров (лауреат «Оскара» за картину «Старик и море»).

В начале 90-х вместе с Назаровым Хитрук организовал школу-студию «Шар», в число основателей которой вошли также знаменитые Юрий Норштейн, снявший «Ежика в тумане», и Андрей Хржановский.

Как ни странно, в «лихие» 90-е студия получала финансирование и выпускала художников, но чем богаче жила страна, тем хуже шли дела у студии. В 2010-м студия была на грани закрытия за долги.

Работы Хитрука так и останутся нашей всегда актуальной, встроенной в нашу повседневность классикой, понятной взрослым и детям, разошедшейся на цитаты и крылатые слова. И предметом ностальгии по той эпохе, когда отечественная мультипликация скромными средствами достигала удивительной чистоты и простоты выражения, причем ностальгии не только у зрителей, но и у профессионалов от анимации.

Новости и материалы
В Германии предложили сбивать российские ракеты над Украиной из Польши
Уровень воды в реке Ишим достиг критериев опасного явления
Москвичам рассказали о погоде на 20 апреля
В Эквадоре объявили чрезвычайную ситуацию национального масштаба
В холодное время года россияне чаще настроены на брак, в теплое — на флирт
Стало известно, чем рублю поможет сохранение ключевой ставки на прежнем уровне
Российские морпехи уничтожили наблюдательный пункт ВСУ
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
В России вновь вырос спрос на майские путешествия
В Смоленской области после атаки БПЛА загорелся объект ТЭК
В Британии заявили, что элитная бригада ВСУ находится в шаге от окружения
США тайно разместили ракеты против ядерных объектов Ирана
Регионам с затоплениями угрожает вирус малярии
Ураганный ветер может оставить без света несколько регионов на Кавказе
Пророссийское подполье рассказало о пытках украинских спецслужб
Все новости