Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Шум за сценой

Поворотный театральный сезон-2012/2013: события, премьеры, назначения и увольнения минувшего года и планы на вторую половину сезона

Поворотный театральный сезон-2012/2013 — новые режиссеры, новые форматы старых театров, новые назначения и премьеры: «Газета.Ru» вспоминает самые громкие театральные события прошлого года и строит прогнозы на будущее.

Прошедший год стал для российского театрального процесса во многом поворотным. Редкий случай, когда, подводя его итоги, кажется самым важным говорить не о громких премьерах, а о сущностных переменах в театральной конъюнктуре, во всей системе координат, в которой существует российская сцена.

Происходит полная смена театральных ориентиров. Одним из явных её знаков стали результаты прошедшего весной фестиваля «Золотая маска»:

в главных номинациях премию получили Андрей Могучий, Кирилл Серебренников и Юрий Бутусов. То есть режиссёры, начинавшие в период с конца 80-х и до середины 90-х, но до 40—50 лет продолжавшие числиться в «молодых».

Для каждого из них, кроме Серебренникова, это была уже не первая «Маска», но впервые в истории награды они оказались её лауреатами все вместе. Решение жюри во главе с Римасом Туминасом, худруком Театра Вахтангова, выглядело осмысленным и концептуальным: режиссёрское поколение, которое долго не могло найти своё место и воспринималось театральным сообществом как волна новая и экспериментальная, окончательно получило официальное признание.

Те, кто так или иначе бунтовал против традиционной театральной системы, стали частью мейнстрима и стали наконец перестраивать её изнутри, делаясь образцом для других.

Ведь, когда главную театральную премию страны получают сложнейшее мультимедийное «Счастье» Могучего, агрессивные остросоциальные «Отморозки» Серебренникова по «Саньке» Захара Прилепина и сочетающая в себе десятки возможных интерпретаций Чехова «Чайка» Бутусова, это совсем другая история, чем когда лауреатом становится очередной спектакль, сделанный по всем канонам психологического театра, который мог выйти сейчас, а мог и 20 лет назад в точно таком же виде.

Главным же символом театральных перемен стали новый глава департамента по культуре Москвы Сергей Капков и его заместитель по театрам Евгения Шерменева, пришедшая на чиновничью должность после многолетней работы на фестивале NET. В 2012 году началось кардинальное переформатирование трёх московских трупп — Театра Ермоловой, Театра Гоголя и Московского театра кукол. Ясно, однако, что это пока только первые опыты и дальнейшие реформы не за горами.

Суть преобразований Капкова—Шерменевой в том, что он пытается не просто сменить худруков в театрах, где десятилетиями не происходило никаких значимых событий, а полностью видоизменить всю московскую театральную среду и застоявшуюся систему репертуарного театра.

Создаются максимально открытые, подвижные и готовые к любым экспериментам театральные организмы, каждый из которых будет осуществлять чётко продуманную и запланированную на несколько лет концепцию своего руководителя. Олег Меньшиков в Театре Ермоловой, Кирилл Серебренников в будущем Гоголь-центре, возникшем на месте Театра им. Гоголя, директор Театра кукол Григорий Папиш действуют разными методами, но каждый из них стремится почти с нуля построить новый театр, который со старым будут объединять только площадка и (правда, не во всех случаях) труппа. Театр, который станет говорить со зрителем на языке сегодняшнего дня, не прячась за пыльными кулисами и давно потерявшими смысл клятвами в верности Станиславскому.

У только начавшихся реформ Капкова, о результатах которых говорить ещё рано, тем не менее, уже есть один эталон — Театр Маяковского, который еще в позапрошлом году возглавил Миндаугас Карбаускис.

Поначалу действия Карбаускиса казались, возможно, слишком осторожными. Он не снял с репертуара почти ни одного спектакля, а первая его премьера — «Таланты и поклонники» — была хорошим примером добротного и лёгкого традиционного театра, предсказуемого в каждом своём ходе. Тем не менее именно этим спектаклем ему удалось раскрепостить ведущих актёров Маяковки, избавить их от штампов и научить существовать с простотой и непринуждённостью, редкой для академической сцены.

Работа Карбаускиса была важна, как первый шаг, без которого вряд ли был бы возможен самый интересный и удачный на данный момент проект театра.

28 октября Маяковка в непривычном формате отметила своё 90-летие: «Юбилей-off» проходил весь день, причем в праздничном представлении было задействовано все здание театра. Можно было посмотреть на репетиции нового спектакля Карбаускиса, встретиться со Светланой Немоляевой, которая рассказывала о своей роли в легендарном «Трамвае «Желание» Андрея Гончарова, выпить чаю с народными артистами и покататься на поворотном кругу в декорациях «Талантов и поклонников».

Но главным моментом юбилея был спектакль «Девятьподесять», специально созданный режиссёром Никитой Кобелевым и драматургом Сашей Денисовой и теперь вошедший в репертуар.

«Девятьподесять» играется в гардеробе и рефлексирует о всей истории театра начиная с прихода туда великого новатора Всеволода Мейерхольда в 1922 году. Великий режиссёр сидит перед табличкой со своим именем и все время жует жвачку. Рядом с ним представляющие его труппе нарком Луначарский и завлит Алперс;

так первая сцена почти один в один повторяет пресс-конференции Капкова—Шерменевой по театрам Гоголя и Ермоловой.

Дальше актёры Маяковки разыгрывают эпизоды из жизни театра, абсурдные, смешные и трогательные, перевоплощаясь в худруков, помрежей, костюмеров, буфетчиц и даже своих старших коллег. Спектакль, в котором театр пишет ироничный автопортрет, делается символом его обновления, поиска собственной идентичности, попыткой нащупать нерв современности и понять тот путь, по которому ему идти дальше.

«Девятьподесять» нагляднее всех интервью, статей и встреч с журналистами показывает то, к чему в идеале стремится новая московская культурная власть.

Первым крупным драматическим театром, преобразованным при Капкове, стал открывшийся в декабре после ремонта Театр Ермоловой. Олегу Меньшикову удалось превратить обшарпанное здание на Тверской в стильное и современное пространство, где классические детали интерьера сочетаются с аскетизмом и хорошим вкусом. В отличие от Карбаускиса он оставил в репертуаре всего четыре спектакля, так что жизнь театра начинается, по сути, с нуля.

Две вышедшие премьеры, «Самую маленькую большую драму» Родиона Овчинникова и «Язычников» Евгения Каменьковича, критики поспешили разругать, но не пожелали воспринять их как часть процесса, пока ещё далёкую от того, каким должен быть результат.

В театре, куда за последние 20 лет не ступала нога почти ни одного театроведа и разборчивого зрителя, вряд ли может сразу получиться шедевр, особенно с учётом практически полного сохранения труппы. И если действительно доисторический во всех отношениях спектакль Овчинникова выглядит скорее финалом эпохи старого Ермоловского, чем началом новой, то куда более современные «Язычники» при многих несовершенствах всё-таки дают театру направление, в котором он мог бы двигаться.

Главное, чтобы после довольно прохладного приёма Меньшиков не испугался и не отказался вообще от задуманных им перемен, а, наоборот, ускорил их темп. Пока дальнейшие планы внушают оптимизм: в январе впервые в стенах репертуарного театра пройдёт возникший в прошлом сезоне на сцене Центра им Мейерхольда проект «Театральный альманах», в рамках которого восемь молодых режиссёров поставят 20-минутные спектакли с актёрами труппы. А в феврале выйдет «Портрет Дориана Грея» ученика Серебренникова Александра Созонова, в котором Меньшиков сыграет роль лорда Генри.

В начале февраля произойдёт ещё одно ожидаемое событие: после нескольких месяцев реконструкции наконец откроется Гоголь-центр Кирилла Серебренникова — наверное, самый радикальный пример переформатирования театра в нашей стране за многие годы.

Серебренников превращает репертуарный театр в мультикультурное пространство, где бок о бок будут существовать все виды искусства. Три группы резидентов театра (родившаяся из курса Серебренникова в Школе-студии МХАТ «Седьмая студия», «Саундрама» Владимира Панкова и костромская компания «Диалог-данс») будут и показывать свои старые спектакли, и участвовать в новых проектах вместе с актёрами труппы, работая с российскими молодыми режиссёрами и приглашёнными европейскими хедлайнерами. Постоянно будут проходить концерты, показы артхаусных фильмов, презентации книг, дискуссии и лекции.

От удачи Серебренникова будет во многом зависеть формат всех дальнейших театральных реформ. На фоне масштабного скандала, устроенного актёрами Театра Гоголя из-за назначения нового худрука, Капков и Серебренников не имеют права на ошибку.

Среди всех начинаний департамента по культуре прошедшего года Гоголь-центр — наиболее сложный и амбициозный проект, и его успех может открыть дорогу для будущих кадровых решений, многие из которых сейчас кажутся невозможными. Ещё год назад вряд ли кто-нибудь мог бы себе представить Серебренникова в Театре Гоголя, а Меньшикова в Театре Ермоловой, и это значит, что от 2013-го можно ждать любых, самых невероятных сюрпризов.

Новости и материалы
Лукашенко пообещал обнародовать численность вооружений в Польше
В Кремле высказались об ответе РФ на возможное изъятие активов
В России отменили очередной концерт рэпера Xolidayboy
Россияне не могут найти управу на буйных соседей, устроивших пожар
Суд оштрафовал блогера Ивлееву за дискредитацию ВС РФ на 50 тыс. рублей
Новый iPad Air не получит улучшенный экран
В МИД опровергли сообщения о запрете на выдачу и замену документов россиян за рубежом
В Молдавии рассказали, что Запад поощряет Кишинев совершать беззакония
EA подняла цены на свои игры в турецком PS Store выше 10 тысяч рублей
Россиянин год «инвестировал» деньги в бизнес знакомого и лишился 18 млн рублей
Армения готова обсудить закупки газа с Азербайджаном
Лукашенко сравнил Украину с «наркоманом» на коротком поводке
Оуэн Уилсон отказался защищать О. Джея Симпсона в кино из-за личных убеждений
МИД РФ отреагировал на решение Латвии об отказе от преподавания русского
Представитель МакSим опровергла слухи о предстоящем туре певицы
Посольство РФ направило Турции ноту по полетам россиян в Мексику
Глава МИД Польши оценил заявления о планах Варшавы аннексировать часть Украины
Газзаев ответил на обвинения экс-тренера «Осера» Ги Ру в подкупе судей
Все новости