Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Сто ножей в спину Голливуда

Минкультуры составило проект перечня ста отечественных кинолент для школьников. «Кин-дза-дза», «Асса» и «Мой друг Иван Лапшин» в него не попали

Минкультуры составило проект перечня ста отечественных кинолент, рекомендуемых к изучению в школах. «Кин-дза-дза», «Асса» и «Мой друг Иван Лапшин», а также классика советского кино национальных республик в него не попали.

Министерство культуры РФ завершило работу над списком ста отечественных фильмов, которые могут быть рекомендованы для просмотра школьникам во время факультативных занятий. В него включены картины с 1908-го по 1994 год.

Перечень картин пока объявлен проектом: Минкультуры не завершило переговоры с правообладателями по поводу прав на показ выбранных картин. Составлен и аналогичный список иностранных фильмов, которые также могут быть рекомендованы к показу в школах — но переговоры о приобретении прав на их демонстрацию пока находятся в начальной стадии, и ведомство не решилось публиковать перечень выбранных экспертами западных картин.

Окончательно оба списка будет рассматривать Минобрнауки — именно это министерство займется вопросами практической реализации идеи «факультативного урока кино»,

возможно, будет готовить учебные программы для школ, а также решать вопрос с оснащением учебных заведений необходимым оборудованием. Сроки реализации проекта пока не называются.

Идею показывать фильмы, ставшие классикой кинематографа, предложил летом 2012 года Михалков; её поддержали и в Минкультуры, и на самом высоком уровне — в её пользу высказался президент Владимир Путин. Осенью на сайтах Минкульта, «Эха Москвы» и «Российской газеты» любой желающий мог предложить по три отечественных и три зарубежных фильма; в составлении итогового списка приняли участие НИИ киноискусства (ВГИК), Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, Российский институт культурологии, Российский институт истории искусств, Госфильмофонд России и Союз кинематографистов России.

Директор Института культурологии Кирилл Разлогов рассказал «Газете.Ru», что всю процедуру выбора картин для списка придумали в Министерстве культуры.

«Я думаю, было несколько принципов: один — это связь со школьной программой, второй — учет, для какого возраста какой фильм подходит.

А главное, базовое — должна была быть картина кинематографической классики, состоящей из фильмов, входящих в кинонаследие, как правило, труднодоступных в интернете и оказывающихся вне сферы внимания крупных телеканалов», — сказал Разлогов.

При этом сама идея с кинофакультативами не нова, рассказал «Газете.Ru» директор Музея кино Наум Клейман. По его словам, еще в начале 90-х он вместе с коллегами обращался с подобным предложением к тогдашнему руководителю Госкино Армену Медведеву.

Клейман подчеркнул, что кинофакультативы являются важнейшим фактором в становлении киноиндустрии и имеют, помимо образовательного, еще и экономическое значение.

«Нету меры лучше для защиты отечественного кинопроизводителя, чем привитие художественного вкуса с младых ногтей», — отметил Клейман.

С директором Музея кино согласился и глава кинопрокатной компании «Кино без границ» Сэм Клебанов: «Прямой экономической зависимости, быть может, сразу и не видно. Но мне, как кинопрокатчику, занимающемуся «осмысленным» кино, конечно, будет легче иметь дело с подготовленным зрителем, который любит и понимает кинематограф».

«Обратите внимание: кинематографы двух стран, в которых такие уроки уже есть, а именно Франции и Финляндии, чувствуют себя неплохо», — заметил Клейман. Он напомнил, что несколько лет назад Европейская киноакадемия рекомендовала национальным киноведомствам вводить факультативы по истории кино.

По словам Клеймана, их необходимость обусловлена прессингом, оказываемым голливудским «энтертейментом» на европейские кинорынки. «Развлечение — не единственная функция кино, но при всем уважении к заслугам Голливуда именно нынешние развлекательные американские фильмы заставляют забывать об исповедальной и нравственной функциях кинематографа», — сказал он.

«Только так, в условиях прессинга Голливуда, можно привить зрителям способность воспринимать отечественный киноязык», — заключил Клейман.

Больше всего в списке картин советского времени — 96 из 100. В него включены первые опыты советского кинематографа — классический «Броненосец «Потемкин» (1925) Сергея Эйзенштейна, «Аэлита» (1924) Якова Протазанова и «Красные дьяволята» (1923) Ивана Перестиани. Примечательно, что и вторая экранизации повести Павла Бляхина, фильм Эдмонда Кеосаяна «Неуловимые мстители» (1967), также вошла в список Минкультуры. И, кстати, в этот перечень попали по три картины Эйзенштейна и Протазанова; такой чести удостоились немногие режиссеры — Андрей Тарковский, Андрей Кончаловский, Александр Роу, Михаил Ромм, Ролан Быков, Сергей Бондарчук, Сергей Герасимов и Никита Михалков: его оскароносная картина «Утомленные солнцем» (1994) стала единственным представителем кино 1990-х годов.

«По-моему, картины последних 20 лет вообще в этот список не надо было включать — эти фильмы еще в живом репертуаре, это еще современность, они доступны. А этот список — как в музее», — заметил Разлогов, добавив, что «Утомленные солнцем», скорее всего, попали в перечень именно из-за полученного «Оскара».

Кино Российской империи представлено в списке первым российским игровым фильмом «Стенька Разин» («Понизовая вольница»)1908 года Владимира Ромашкова, удивительным «кукольно-насекомочным» мультфильмом Владислава Старевича «Месть кинематографического оператора» (1912) и «Пиковой дамой» Якова Протазанова, снятой в 1916 году.

В списке есть и «революционные» картины — «Юность Максима» (1934), «Белеет парус одинокий» (1937) по повести Валентина Катаева, где события «Броненосца «Потемкин» показаны с точки зрения двух мальчиков, знаменитый «Чапаев» (1934) и один из первых советских звуковых фильмов «Путевка в жизнь» (1931). Много картин посвящено теме Великой Отечественной войны — от «Молодой гвардии» Герасимова и документального «Обыкновенного фашизма» Ромма до «Живых и мертвых» Александра Столпера, «А зори здесь тихие» Сергея Ростоцкого и «Иди и смотри» Элема Климова.

Есть и чисто детские фильмы — сказки Роу и Александра Птушко, работы Ролана Быкова («Айболит-66», «Чучело»), «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» Климова, «Курьер» Карена Шахназарова», «Школьный вальс» Павла Любимова.

Мультфильм советского периода, правда, всего один — знаменитый «Ежик в тумане» (1982) Юрия Норштейна, неоднократно возглавлявший рейтинги лучших анимационных фильмов мира;

но в список включен и «Новый Гулливер» Птушко — снятая в 1935 году картина, в которой вместе играли живые актеры и глиняные куклы.

И Наум Клейман, и Сэм Клебанов высказали множество претензий по поводу репрезентативности списка. Директор Музея кино посетовал на то, что в перечне мало документальных фильмов, а вместо важнейших «Окраины» и «Дома на Трубной» Бориса Барнета представлен только его «Подвиг разведчика». Клебанов же указал на отсутствие самых очевидных для современной истории отечественного кинематографа лент.

«Нету важнейшей картины «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа, нету фильма «Асса» Сергея Соловьева, ярко описывающего жизнь конца 80-х, — перечисляет Сэм Клебанов. — Нету фильма «Кин-дза-дза» — необычной советской картины, ставшей источником крылатых фраз для россиян и настоящего культа по всему миру. Наконец, отсутствует оскаровская «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова, картина о складывании советского среднего класса».

По мнению Разлогова, в отсутствии в списке фильма Меньшова «виноват» закон про возрастные ограничения на информацию, предназначенную для детей и подростков.

«Я думаю, что фильму «Москва слезам не верит» был присвоен рейтинг 16+ или 18+, то есть он попал за пределы школьной программы; картины, которым присваивается такой рейтинг, к сожалению, вылетают автоматически. Но сложно сказать, чем руководствовались в министерстве, составляя финальный список», — сказал Разлогов, добавив, что в предложениях его института фильм Меньшова присутствовал.

Ограничения, однако, не помешали включить в список фильмы «А зори здесь тихие» и «Маленькую Веру», в которых есть сцены с обнажением или изображением полового акта, а также картину «Иди и смотри», в которой присутствуют сцены жестокого убийства.

«По сравнению с тем, что показывает телеканал НТВ, Элем Климов просто бледнеет, — прокомментировал «Газете.Ru» Константин Ушаков, главный редактор журнала «Директор школы», профессор ВШЭ. — Да и в «Маленькой Вере» 14-летние дети увидят для себя мало нового». Однако, напоминает эксперт, закон ограничивает показ таких сцен людям, не достигшим 16-летнего возраста. Сложившуюся ситуацию Ушаков считает немного абсурдной: «Эти фильмы придется показывать только 11-классникам. Тем же из них, кому нет 16 лет, придется, видимо, выходить из класса...»

Есть у экспертов и общие замечания. «Совершенно непонятно, зачем было вычленять российское кино из общего тела кино советского, — досадует Клейман. — Нету Отара Иоселиани, нету фильмов, которые снимала Лариса Шепитько в Киргизии. Знаете, вот советского человека не было, а вот советское кино было. И сейчас переписывать прошлое странно».

Клебанову же неясен сам принцип подбора: «Почему именно сто? Что за любовь к круглым цифрам?» Быть может, отметил кинопрокатчик, именно из-за этого странного формализма многие хорошие фильмы не попали в список — составители не решились выкидывать другие, совсем классические картины.

«Сто фильмов — это очень мало, но дай бог, чтобы хотя бы это было», — заметил, в свою очередь, Разлогов.

В Минобрнауки РФ, сообщает «Интерфакс», пояснили, что в соответствии с российским законодательством вопрос введения нового факультатива находится в ведении общеобразовательных учреждений, то есть школы могут начать изучение данного предмета в любое время. Поскольку список фильмов только рекомендуется к изучению Министерством культуры РФ, то в школах не обязаны изучать данный список целиком, а могут оставить несколько фильмов и добавить любые другие по желанию. До конца января министр культуры Владимир Мединский и министр образования и науки Дмитрий Ливанов обещают провести совместную пресс-конференцию, на которой, видимо, расскажут о подробностях реализации программы ознакомления школьников с шедеврами кинематографа.