Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Президент как живой

В прокат выходит «Линкольн» Стивена Спилберга — байопик о самом популярном президенте Америки и главный претендент на «Оскар»

В прокат выходит «Линкольн» Стивена Спилберга. Фильм о самом популярном президенте Америки делает своего героя фигурой библейского масштаба и грозит принести своему создателю уже четвертый «Оскар».

Под конец гражданской войны, когда поражение юга кажется уже делом решенным, президент Линкольн оказывается перед нелегким выбором — прекратить кровопролитие путем заключения мира с южными штатами или немного потянуть войну, чтобы успеть принять 13-ю поправку к конституции США, запрещающую рабство. Пользуясь военным положением, Линкольн решает во что бы то ни стало срочно протащить поправку через голосование в конгрессе.

Договорившись с республиканцами, президент и его кабинет вынуждены какими угодно способами «выкупать» голоса демократов, обещая им новые должности, безбедное существование или потенциальную благодарность потомков.

На фоне государственной баталии разворачивается еще одна не менее интересная история, личная: если президент не уговорит своего упертого старшего сына не идти в армию, жена-неврастеничка сведет его с ума.

Снять вызывающе серьезный, но живейший исторический фильм во времена, когда фигура Линкольна окончательно сместилась с исторической орбиты в мифологическую, когда 16-й президент США на манер супергероя защищает мир больше от вампиров и зомби, нежели от политических негодяев, кажется, под силу только Спилбергу. Ведь «Линкольн» даже не трактует известный школьный сюжет, а просто и довольно нескромно претендует на роль его исторической реконструкции. Тут, безусловно, большая заслуга актеров:

Дэниэл Дэй-Льюис почти пугающе похож на президента, а Салли Филд — на его жену, Мэри Тодд.

На этом актерские удачи не заканчиваются: Джозеф Гордон-Левитт отлично выглядит в роли эмоционально неустойчивого юнца, а Томми Ли Джонс склеился с образом прожженного политического вояки, на старости лет вынужденного играть свою самую важную партию.

По сути, в рамках «Линкольна» Спилберг совершает маленькое образцово-показательное чудо. Известная историческая канва в руках опытного режиссера мистическим образом превращается в захватывающий детектив.

Фильм о верховенстве демократии, начинающийся с экспозиции карты и комментирующих ее титров, целиком состоящий из длинных витиеватых диалогов о юридических вывертах, отчего-то становится гипнотизирующей приключенческой драмой. И ведь Спилбергу не потребовалось ничего особенного, его приемы просты:

да, война происходит не на полях сражений, а в правительственных кабинетах.

В конце концов, несложно догадаться и сопоставить государственную историю страны с семейной перипетией, столкнуть большое и малое. Однако, странное дело, по какому-то секретному рецепту сцена заседания конгресса становится слезоточивой, а разговоры о том, что любой демократии не помешает сильная рука, — убедительными.

Часть секретного рецепта, возможно, заключается в том, что Линкольн, изначально поданный как этакий чеховский интеллигент, преодолевая жизненные обстоятельства, в конечном счете оказывается фигурой титанической, почти библейской. Седовласый и сутулый Линкольн, рассказывающий собеседникам философские притчи с кроткой улыбкой, на трибуне вещает о компромиссах, милосердии и любви, очаровательно припоминает чьи-то шуточки — «я мог бы писать проповеди короче, но уж раз начал, то не остановиться». Жене же Линкольн мечтательно сообщает, что хочет уехать в Иерусалим.

Успех Спилберга заключается по большей части в том, что, путешествуя по краю клише со всевозможным историзмом, патриотизмом и иудаизмом, режиссер ни разу не позволяет себе пошлости.

Только в прошлом году похожим образом к заветной статуэтке пришел Том Хупер с фильмом «Король говорит!», духоподъемным историческим сюжетом с безусловно положительным героем в связке с семейными перипетиями. Вероятно, в случае с «Линкольном» Американская киноакадемия, уже выдавшая картине 16 номинаций, расчувствуется еще пуще — все же история не британская, а своя, народная. Тогда чудо должно повториться, если чудесам в принципе свойственно повторяться.

Реклама ... Рекламодатель: TECNO mobile Limited
Erid: 2RanynFDyWp